Народы Забайкалья — рассмотрим суть

До освоения русскими забайкальских земель здесь большую часть населения составляли коренные народы, буряты и эвенки (тунгусы). Сегодня доля этих коренных самобытных народов в национальном составе жителей Забайкальского края составляет соответственно: буряты – 6,8%, эвенки – 0,1%.


Блок: 1/3 | Кол-во символов: 280
Источник: https://exklyziv.ru/en/narodyi-zabaykalya/

Буряты

Сегодня в Забайкальском крае проживает 73 941 бурятов, что составляет в общем количестве жителей 6,8%. Буряты – это типичный монголоидный народ, говорящий на своем бурятском языке. Монголоязычные племена в Забайкалье еще до середины XVII столетия не отделяли себя от монгольского этноса.

Объединение племен эхиритов, булагатов, хори, хонгодоров, ойротов, хахла- монголов в бурятский этнос началась только в составе Русского государства. Граница империи отделила эти племена от остального монгольского мира, и они в Забайкалье развивались обособленно. Постепенно распространилось общее название весьма разнородного народа «буряты», и формировалось этническое самосознание.

На появление слова «бурят» ученые рассматривают разные версии, но наиболее вероятной является трактовка от древнетюркского «бури», что означает «волк», соответственно «бури-ата» можно перевести как «отец-волк», ведь некоторые древнейшие рода среди этого народа считали волка своим прародителем.

Буряты возводят свой древнейший исторический путь к легендарному народу хуннам, но специалисты склонны считать, что предками основных родов бурятов являлись именно древние динлины. Впервые исторические записи о динлинах появляются в письменных источниках, относящихся к IV – III вв. до н. э, там говорится о покорении динлинов могущественным ханом хуннов Модэ. Но вскоре с ослаблением власти в хуннском государстве динлины отвоевали назад свои территории. Такие споры хуннов и динлинов за территории продолжались веками с переменным успехом.

Также веками древние буряты под разными именами динлинов, гаогюй, огуров и позже «теле» отстаивали свои исконные территории в борьбе с жужанями и другими тюркскими племенами. С падением в 555 году н. э. Жужаньского каганата позволило некоторым из племен «теле» в составе Тюркского каганата поселиться на землях близ Байкала и монгольской реки Керулен.

Сменялись государства центрально-азиатские каганаты и могущественные правители-каганы, но большинство древних предков бурят «теле», «хойху», «тогуз-огузы», «басмалы» «карлуки» не уходили уже далеко от родных земель, вступали в союзы для противостояния завоевателям.

После присоединения к Российскому государству забайкальские буряты долго вели себя неспокойно, нападали на ясачные казачьи отряды и царские посольские миссии. Бесчинствовали и казаки в отношении непокорных племен. И лишь после обращения забайкальских бурят в 1702 году лично к Петру I, земли на восточном берегу Байкала были юридически закреплены за коренными племенами.

Позже, начиная с 1766 года, буряты стали участвовать в защите государственных границ империи, из коренных жителей сформировали 4 полноценных полковых соединения для ведения караула на Селенгинской границе. Эти полки реформировали только в 1851 году с организацией единого Забайкальского казачьего войска.

Тогда же началась консолидация отдельных родов бурятов, близких по языковым признакам и культуре. И только в XIX столетии начинает складываться при вовлечении бурятских родов в экономическую деятельность единый бурятский этнос. Издавна основными верованиями бурят является традиционный шаманизм, называемый также тенгианством, буддизм гелугпа или так называемая «желтая вера», в нем в единое учение ассимилировались основные культы добуддийского времени.

С признанием официально в 1741 году буддизма одной из религий здесь был построен Тамчинский дацан. Началось развитие национальной науки, литературы и самобытного искусства, распространение письменности. Формировалась национальная психология, нормы нравственность и образа жизни большинства бурят. В отстроенных до революции 48 дацанах заработали школы философии, переводились, издавались и печатались разные книги, развивалось богословие.

После Октябрьской революции организовано этническое государство Бурят-Монголия. Впоследствии в 1921 году его преобразовали в одноименную автономную область. Область была в составе Дальневосточной республики. В 30-е годы местная община буддистов практически перестала работать. И только в 1946 году снова открыли главные Агинский и Иволгинский дацаны.

Среди единого этноса забайкальских бурят различают обособленные этно-хозяйственные группы баргузинских, селенгинских, агинских, хоринских и закаменских бурят. До середины 30-х годов буряты пользовались старо-монгольским письмом, затем до 1939 года письменностью на основе латиницы, позже письменностью на основе кириллицы.

Высшим божеством в местном шаманизме является Хухэ Мунхэ Тенгри, олицетворяющий мужское начало, населенного богами Вечного Синего Неба. Земля в понимании бурят олицетворяет женское божественное начало. Боги-небожители когда-то в правление Асаранга-тенгри были едиными. В результате борьбы за власть на Небе Ата Улана и Хурмаста, боги поделились на 55 добрых, и соответственно 40 злых.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 4749
Источник: https://exklyziv.ru/en/narodyi-zabaykalya/

Освоение края русскими поселенцами


Успенская церковь (1706-12) в селе Калинино Нерчинского района — первое кирпичное здание, построенное русскими к востоку от Байкала

С середины XVII века Забайкалье вошло в состав Российского государства. Первые землепроходцы пересекали Даурию (так называли земли за Байкалом) по рекам. Буряты и тунгусы, после длительного сопротивления, признавали новую власть и платили русской казне ясак. В Забайкалье появился ряд острогов: Усть-Стрелочный, Иргенский, Нерчинский, Телембинский, Еравнинский, Аргунский, Сретенский. Начиная с 1704 года появились Нерчинский, Шилкинский, Газимурский и другие сереброплавильные заводы. В XVIII веке население края быстро росло за счёт притока поселенцев и отправки на рудники преступников. Большую роль в развитии края сыграли и ссыльные участники декабрьского восстания. В 1851 году была образована Забайкальская область. В этом же году с целью укрепления границы создано Забайкальское казачье войско, численностью более 3,5 тысяч человек. В конце XIX века в области началось железнодорожное строительство. Поднялась промышленность, росли и появлялись новые города и населённые пункты.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 1155
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%97%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%8F

Эвенки

Самоназвание народа «эвенкил», признанное самостоятельным этнонимом только в 1931 году, относится ко второму из местных народов Забайкалья. Старинным именованием данного народа было «тунгусы», обособленные этнические группы тунгусов описаны исследователями сибирских земель, как солоны, манегры, бирары или орочены.

Сегодня в Забайкалье проживает 1492 эвенкийских жителей, что составляет 0,1% от населения края. Говорят они на своем эвенкийском языке, он относится к тунгусо-манчжурским языкам среди алтайской семьи. Язык сильно разделен на крупные диалекты и местные говоры.

У эвенков здесь мало чисто этнических поселений, они проживают обычно в одних селах с бурятами, якутами и преобладающими среди населения русскими. Их древнейшими предками ученые считают проживавший в Забайкалье в V-VII вв. н. э. народ увань. По-видимому, увани тоже не были старожилами забайкальских степей, а пришли сюда с юга.

В XVII веке 36135 тунгусов добровольно вошли в Русское государство. В 1761 году для охраны границы государства сформирован из пятисот тунгусов казачий полк, им командовал старшина. Многие эвенки из него вошли впоследствии в Забайкальское казачье войско.

У эвенков издавна практиковался шаманский обряд воздушного погребения, он часто встречается у народов, живущих близко к природе. Еще А. Н. Радищев как-то писал об эвенках-тунгусах, что это дикий народ, но их вид стройнее и опрятнее других лесных народов. Он писал о тунгусах, что у них есть обычай подчевать гостей лучшим, что есть и умертвляют того, кто плохо ответит на приветствия угощающего.

Для тунгусов характерно традиционное природо-ресурсное ведение хозяйства, товарная охота на пушного зверя и кочевое, вьючно-верховое разведение оленей. Так называемый «верховой олень» является отличительной особенностью эвенков. Группа так называемых «конных» тунгусов издавна разводила лошадей, верблюдов и овец. Рыболовство здесь имело также промысловое и товарное значение. Дома эвенки обрабатывали шкуры, ковали железо, женщины изготовляли бытовые изделия из бересты.

Забайкальские эвенки часто от кочевого скотоводства переходили целыми родами к нормам оседлой жизни и хлебопашеству, разводили крупнорогатый скот. Сегодня тунгусы сохранили многовековые традиции, разведение оленей и промысловую охоту. В 30-е годы государством создаются коллективные оленеводческие хозяйства, возводились этнические поселки, развивалось землепашество, выращивание овощей и картофеля, ячменя и овса.

Традиционными видами пищи среди эвенков за многие столетия стали мясо диких и домашних животных, рыба, молоко оленей, грибы и лесные ягоды, дикие виды лука, трав и чеснока. От русских эвенки взяли технологию печеного хлеба, кислого теста и пресных лепешек. Любимым напитком был чай на степных и таежных травах, часто с молоком и солью.

Летом эвенки объединялись для коллективного выпаса оленей и летние стойбища в это время насчитывали до 10 и более чумов. Тогда же проводилось большинство национальных и родовых праздников. Наблюдалось распределение результата труда среди членов общины, гостеприимство и взаимовыручка. Имущество в родах наследуется по линии мужчины.

Престарелые родители по обычаю проживали с младшими сыновьями, при женитьбе за невесту надо дать выкуп или отработать необходимое время в интересах ее семьи. В зажиточных семьях нередко встречалось по нескольку жен. Поклонялись эвенки родовым и природным духам, тотемным животным, придерживались традиционного шаманизма. Испокон веков среди тунгусов прижились элементы так называемого праздника Медведя, определенные ритуалы и табу, связанные с разделыванием и приготовлением убитого на охоте медведя, употреблением его мяса, последующим захоронением костей животного.

Христианское миссионерство и буддизм, начиная с XVII столетия, сильно повлияли на мировоззрение и культы тунгусов. В богатом фольклоре эвенков преобладали непродолжительные песни-импровизации, сказки о птицах и животных, мифы, исторические эпосы и предания. Каждая из групп тунгусов имела своих мифологических и эпических героев.

Эвенки любят хоровод, исполняющийся часто под импровизированные песни, спортивные состязания. Развивалось искусство резьбы по кости и дереву, у женщин художественная вышивка шелком и бисером, теснение по бересте, аппликация вещей быта тканями и мехами.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 4257
Источник: https://exklyziv.ru/en/narodyi-zabaykalya/

1.1. Истоки

Сибирь, явилась колыбелью для многих сибирских родов, фамилий, семей. Наверное, в каждом сибирском роде отражается история самой Земли, история ее заселения. Здесь смешались исконно русские, пришедшие в Сибирь в разное время и разными путями с местным населением – бурятами, тунгусами и пограничными монгольскими племенами. И в этот котел добавилась западная закваска – поляки, литовцы, латыши, которых ссылали в Сибирь после каждого восстания против русского царя.

У каждой сибирской семьи свои истоки, своя история, свои легенды. В нашей семье смешались русская, монгольская и польская кровь. Среди русских предков были забайкальский казак и вятский крестьянин. Смешались совершенно разные языки, религии, культуры, обычаи, привычки. Поэтому прежде, чем говорить о семье, я хочу рассказать об ее истоках.

Может быть, одному читателю что-то покажется абсолютно лишним, другого, напротив, заинтересует. Я не пишу историю народов – я пишу историю семьи. Но в каждом из нас живет наше прошлое. Мы – дети своей Земли и ее истории.

Поэтому начинать приходится с устройства места, где возникло явление, в данном случае семья Титляновых.

Наше родовое место – станица Акша на реке Онон относится, согласно административно-территориальному делению сегодняшней России к Забайкальскому краю, по-старому – к Забайкалью.

Блок: 3/11 | Кол-во символов: 1327
Источник: https://www.modernproblems.org.ru/memo/252-2014-04-16-14-45-15.html?start=1

Постсоветский период

В 1990-е годы произошли резкое сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства и падение уровня жизни населения. Закрывались детские сады, лагеря, спортивные учреждения, прекратили существование Петровск-Забайкальский металлургический завод, Читинский комвольно-суконный комбинат. С развалом лесной отрасли начались массовые незаконные вырубки леса и колоссальные поставки непереработанной древесины в Китай. Агинский Бурятский автономный округ с 31 марта 1992 года стал самостоятельным субъектом Российской Федерации. Экономику удалось стабилизировать только к концу 1990-х годов. В 2000-е годы велось строительство второго пути Южного хода, а на сегодняшний день ведётся его электрификация. Ведётся строительство железнодорожной ветки Нарын — Лугокан. 1 марта 2008 года на территории Читинской области и АБАО возник новый субъект федерации — Забайкальский край. Так же на юго-востоке Забайкальского края планируется строительство и открытие двух новых крупных ГОКов: Быстринского и Бугдаинского.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 1033
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%97%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%8F

1. 2.  Природа Забайкалья

Забайкалье – большая страна, которая простирается почти на 1000 км с севера на юг и более, чем на 1000 км с запада на восток от берегов Байкала до слияния рек Шилка и Аргунь, вплоть до границы с Китаем и Монголией.

В Забайкалье чередуются горные хребты и межгорные котловины, вытянутые в северо-восточном направлении. Климат Забайкалья резко континентальный: зима продолжительная и суровая, лето умеренно теплое, осадков выпадает сравнительно немного (250−300 мм в год). Наиболее обделены осадками днища котловин. Больше всего выпадает осадков во второй половине лета. Зима почти бесснежная. В днищах котловин высота снежного покрова 10−15 см, но на высоких хребтах снега бывает много (высота снежного покрова может достигать здесь 150 см).

В Забайкалье проходит часть главного водораздела между бассейнами Северного Ледовитого и Тихого океанов; наиболее крупные реки – Витим, Олекма, Селенга, Шилка, Аргунь. Питание рек дождевое и на период летних дождей приходится 50−80% годового стока. Нередки здесь и катастрофические паводки.

Суровая страна Забайкалье, но красивая. Основная ее часть расположена в зоне тайги, которая на юге сменяется лесостепью и степью. Лесостепи приурочены к среднегорьям до высоты 1000−1200 м. здесь лиственнично-березовые и осиновые леса чередуются с пижмово-разнотравными и разнотравными степями. На юго-востоке Забайкалья раскинулись Даурские степи. Только там я видела неописуемую степную красоту: голубые от расцветших ирисов, красно-желтые красодневные и ярко-желтые пижмовые степи. Но в основном Даурские степи злаковые: ковыльные, вострецовые, по склонам злаково-кустарничковые.

В любое время года хороши степи. Открытое небо, широчайший простор без преград, пьянящее, как дурман шальные степные ветры и то пушистый, то жесткий ковер травы под ногами.

По этим степям мчалась верхом моя прапрабабушка – монголка, здесь пасла табуны ее дочь (бабушка моего отца), по этим степям в гражданскую войну неслась лихая конница и атамана Семенова и красных партизан. И в каком-то эскадроне партизан скакал с оружием в руках молодой парень – Антонин Титлянов. Эти степи увидела я, впервые выехав в экспедицию. Случайность? Совпадение? Закономерность? Я верю в случай, по-моему, он звено неотвратимости.

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 2262
Источник: https://www.modernproblems.org.ru/memo/252-2014-04-16-14-45-15.html?start=1

1.3. Коренное население Забайкалья

Коренное население Забайкалья – буряты, эвенки (тунгусы), а также   кочевавшие здесь монголы. Буряты Забайкалья считали себя монголами. Селингинские буряты утверждали, что они чистейших кровей потомки Чингиз-хана или его брата. Агинские же буряты называли себя потомками князя Барту. Большинство исследователей считают, что буряты – древнейшие аборигены Забайкалья и лишь незначительная их часть – выходцы из Монголии.

Забайкальские буряты были скотоводами. Они совершали постоянные кочевки: летом на открытые места, где дуют ветры, относящие мошку и оводов, осенью – на выкошенные летом луга и острова в долинах рек, зимой – в защищенные от ветра места, где скот питается ветошью, весной – на склоны, где раньше всего стаивает снег.

Верование забайкальских бурят – ламаизм – одна из сект буддизма. Как писал Поддубный , никто из бурят, кроме лам, не знает молитв, службы и обрядов. Участие народа в молитве заключается в торжественном настроении, множестве поклонов, в приношениях богам и ламам и, наконец, в бормотании непонятных для них слов и фраз из буддийских молитвенников.

Буряты живут улусами в 10−20 юрт или зимовьев, принадлежащих лицам одного рода. Каждый бурят имеет одну-две юрты, несколько деревянных стаек (место для скота), два-три небольших дворика и иногда бревенчатый амбар для сохранения зерна и запасов.

У бурят единоженство. Положение женщин и мужчин не одинаковое. Женщины пользуются свободой и самостоятельностью, но они целый день в трудах, на них все заботы и работы по хозяйству. Мужчина же, как истый номад, отличается крайней непоседливостью. Его так и тянет в другой улус – повидать знакомых, узнать новости, а часто он едет вообще без всякой цели в другой улус и даже в город.

Тунгусы (они же эвенки) в Забайкалье живут в тайге, они великолепные охотники и знатоки тайги. Тунгусы отличаются честностью, веселостью, остроумием и добродушием. Всякое событие в жизни тунгусов ознаменовывается танцами. Эвенки числятся православными, но на деле они по-прежнему язычники, шаманисты. С принятием христианства многоженство не устранилось, но лишь богатые имеют две-три жены. Главное занятие забайкальских эвенков – звероловство и рыболовство .

Блок: 5/11 | Кол-во символов: 2211
Источник: https://www.modernproblems.org.ru/memo/252-2014-04-16-14-45-15.html?start=1

1.4. Русское население Забайкалья

Первыми русскими поселенцами Забайкалья были казаки-землепроходцы. В средние века русским, как и многим другим крупным и сильным народам, не сиделось на месте.

По захвату огромных пространств движение русских сравнимо с завоеваниями Александра Македонского, Чингиз-Хана, Батыя, по стилю движения резко отличается. Древние вожди шли во главе огромных армий. Русские продвигались по Сибири небольшими отрядами – в десятки человек, редко в сотни.

Движение русских шло в разных направлениях, но в итоге – к востоку. В конце правления Михаила Федоровича (1645 г.) несколько экспедиций уже шло к берегам Тихого океана. Одно поколение (1613−1648 гг.) прошло расстояние от р. Оби до Тихого океана, присоединив к русской короне тунгусов, якутов, бурят, дауров, коряков и др. .

О завоевании Сибири Ермаком написано много и интересно. Мы не будем пересказывать исторические повести, а лишь напомним, что длился поход с 1581 по 1585 г., сам Ермак погиб от рук Кучума, остатки его дружины оставили Сибирь, в которую вернулись прежние владельцы. Однако дело, начатое Ермаком, не погибло. Новые отряды под начальством воевод Сукина и Мясного завершили дело, начатое Ермаком, присоединив к России земли по рекам Туре, Тоболу и Иртышу.

Наступившее после смерти царя Федора Иоанновича смутное время разрухи задержало движение русских в Сибирь. Однако по окончании смутного времени продвижение Московской Руси в Сибирь возобновилось.

Не будем останавливаться на плавании поморов по северным морям, благодаря чему был установлен прямой водный путь от Архангельска в Енисейскую Губу. Не будем рассказывать о путях частично пеших, частично водных от Оби к Енисею и далее к Лене. Нас интересует лесостепной участок в Забайкалье, освоение которого связано с движением русских к Амуру.

В 1643−1645 гг. Поярков со 130 казаками пошел с Лены по Алдану, переволокся через Становой хребет и рекой Зеей вошел в Амур. Рассказы Пояркова о том, что «землицы по Амуру людны и хлебны и собольны, и всякого зверя много, и хлеба родится много, и реки рыбны» побудили старого опытовщика Ёрку Хабарова набрать дружину в 70 человек и с позволения якутского воеводы двинуться к Амуру. Хабаров проплыл по Амуру, вернулся и в следующий (1650) год повторил свой поход уже во главе отряда в 400 человек с тремя пушками. В отряде было 170 охотников. Дауры, жившие по берегам Амура и платившие ясак Богодойскому (т. е. китайскому) царю, оказали сопротивление. Русские заняли Албазин и поставили Ачанский городок и городок в устье р. Зеи. Однако к Ачанску подошли маньчжурские войска, которые в тот раз были разбиты русскими. Так начались войны России с Китаем из-за обладания Амуром .

Одновременно с походами на Амур русские утвердились на Байкале и в Забайкалье. Под водительством сотника Бекетова отправили казаков «на… дальнюю службу на Иргень-озеро и на великую реку Шилку». Поход начался в 1652 г. из Енисейска и цель имел «поставить два острога в самых крепких и угожих местах, и приводить немирных землиц людей под государеву царскую высокую руку». Несколько лет ушло на выполнение этого плана. Большую часть пути шли против течения рек, тяжелые лодки с оружием и разнообразными припасами тянули бечевой. Преодолев всевозможные преграды, отряд Бекетова достиг озера Иргень, где и был поставлен Иргенский острог.

Оставив часть людей в остроге, Бекетов с основным отрядом перешел Яблоновый хребет по Иргенскому волоку, т. е. по сухому пути от оз. Иргень до р. Ингода. От Ингоды отправил Бекетов казаков во главе с Урасовым искать на р. Нерче место для другого острога. Урасов и отстроил Нелюдский (Нерчинский) острог.

Зимой казаки собрали богатый ясак и под охраной 30 человек отправили в Енисейск девятнадцать «сороков» соболей. (Сорок – это связка сорока штук соболей.) Около вновь отстроенных острогов казаки распахали и засеяли землю, положив начало земледелию за Байкалом.

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 3880
Источник: https://www.modernproblems.org.ru/memo/252-2014-04-16-14-45-15.html?start=1

1.5. Остроги

Форпостами для приобретения новых земель и хозяйственного освоения края, крепостями при нападении «иноземцев» служила система острогов. Острог – это крепостное сооружение. Внутренние строения (избы, амбары, церкви) ограждались стеной из заостренных бревен с оборонными башнями и отверстиями для стрельбы. Часто остроги ограждались рвом. Выбирая место для острогов, казаки заботились не только о возможностях дозора и обороны, но и о том, подходит ли окружающая местность для хлебопашества и скотоводства. Зимовья и остроги в Забайкалье строились на излучинах рек, мысах, островах и полуостровах.

Во второй половине XVII века в забайкальскую пограничную систему входило около 15 острогов, построенных с 1646 (Верхне-Ангарский острог) по 1700 г. (Сретенский острог). Нерчинский, Селенгинский и Удинский остроги со временем превратились в города. В конце XVII века, когда военная угроза со стороны Китая ослабла, а местное население довольно покорно перешло в подданство России, большинство острогов практически исчезло, другие превратили в тюрьмы.

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 1062
Источник: https://www.modernproblems.org.ru/memo/252-2014-04-16-14-45-15.html?start=1

1.6.          Установление границы с Китаем

С теми силами, которые были у русских в XVII веке в Сибири, они дошли до пределов возможного расширения своих владений. Воевать всерьез с Китайской империей   не было ни людей, ни оружия *    Китайской империей с 1644 по 1912 гг. правила маньчжурская династия Цин. . И все-таки война с Китаем, то затихая, то разгораясь, шла около сорока лет в основном вблизи Албазина на Амуре и устья Зеи. В 1684 г. шеститысячная китайская армия, вооруженная сотней пушек, подступила к Албазину. Против китайской мощной группировки русские могли выставить лишь около двух тысяч защитников, 20 пушек и 500 пищалей. Хотя Албазин и пострадал, но китайские войска были отбиты.

Переговоры о мире проходили под Нерчинском. Русское посольство возглавлял царский посланник Ф.А. Головин. Китайская делегация явилась под Нерчинск во главе 12-тысячной армии. Вначале маньчжуры претендовали на весь Амур – от верховья до устья и на все земли, лежащие восточнее Байкала. Затем они все-таки умерили свои притязания и подписали в 1689 г. Нерчинский трактат о границе между Россией и Китаем .

Линия границы оказалась крайне неопределенной. Основные географические ориентиры были не ясны, точных карт районов разделения не было. В связи с такой неразберихой часть территории китайцы считали китайской, а русские – русской. На рубеже XVII и XVIII веков официальная граница существовала только по реке Аргуни. К западу от Аргуни не было ни острогов, ни караулов и лишь кочевавшие в этих местах ясачные тунгусы являлись охранителями российских земель.

Между тем, торговля с Китаем требовала порядка и понимания, где же проходит граница между государствами. Ситуация обострялась претензиями Китая на всю южную часть Западной и Восточной Сибири, т. е. на установление границы по линии Красноярск-Аргунь. Для переговоров об уточнении границы Россия отправила в 1726 г. в Пекин посольство во главе с графом Саввой Владиславичем Рагузинским.

Граф приехал не один, его сопровождали и охраняли якутский пехотный полк, одна рота драгун и 200 человек Екатеринбургской охранной стражи. По требованию графа переговоры были перенесены на границу России и Монголии в район р. Бури (20 км от Кяхты). Здесь 20 августа в 1727 г. был заключен Буринский трактат, ставший составной частью Кяхтинского договора.

Граница проводилась от верховья Аргуни до Кяхты и далее до перевала Шамин-Дабата на Алтае по принципу «северная сторона Российскому империю да будет. А полуденная сторона Срединному империю да будет». Урегулирование всякого рода конфликтов на границе возлагалось на пограничную администрацию обеих сторон. Был установлен порядок торговли между Россией и Китаем. Кяхта и Монгольская слобода Цурухайту были объявлены постоянными пунктами беспошлинной торговли.

Две пограничные комиссии в составе обеих сторон занялись маркировкой границы, постановкой пограничных знаков, установлением караулов, перемещением поселений и кочевий. В размежевании участвовало около 150 служилых, часть из них «чертила» границу от Кяхты до Алтайских гор, другие от Кяхты до Аргуни. Они установили 87 маяков (земляные или каменные насыпи конической формы). К договору были приложены разменные письма с описанием демаркационной линии и перечнем маяков.

Две тысячи верст границы охранялись двадцатью пятью караулами. Расстояния между караулами составляли от 100 до 200 верст. При каждом карауле состояло 5−10 юрт (семейств) тунгусов или бурят, которым было поручено наблюдать за пограничными маяками, за переходом через границу людей и скота. В 1772 г. на границе были поселены 800 русских селенгинских, нерчинских и иркутских казаков вместе с их женами и детьми. Этим поселением завершилось образование пограничной стражи на китайской границе. Граница делилась на восемь дистанций, в пределах которых учредили 70 постов или караулов, 8 крепостей и 63 редута, при которых и поселили русских казаков .

Наше родовое место (р. Онон, станица Акша) по Буринскому трактату отошло от Монголии к России. Присоединенная к России территория была степной и граница терялась в степи, по которой кочевали независимые монгольские племена, недружелюбно посматривающие на русских пришельцев.

Блок: 8/11 | Кол-во символов: 4162
Источник: https://www.modernproblems.org.ru/memo/252-2014-04-16-14-45-15.html?start=1

1.7.          Сословное «сусло» сибиряков

После первых ручейков потоки русских в Сибирь становились все полноводнее. Первопроходцев манило не только честолюбие, но и корысть. Почин к походу принадлежал, обычно, не правительственным людям, а отдельным, часто авантюрным, личностям. Случалось, конечно, что воеводы и сами посылали на разведку служилых людей. Но чаще к воеводе, а то и к голове острога являлся «опытовщик» и просил разрешения поискать новые землицы и «неясашные» народы. Имея согласие «государева начальства», опытовщик набирал себе дружину. К нему приставали охотники-промышленники, нередко инородцы. Воеводы, дабы соблюсти казенные интересы, посылали с отрядом своих людей. Вот дружина готова и в путь!

Часть «опытовщиков» воистину были авторитетными личностями, одно их имя было залогом успеха. В отряды часто входили промышленники, были и приказчики – представители московского купечества. По-нынешнему сказать, крупный капитал инвестировал в будущее (серебро, золото и, прежде всего, меха) и не прогадывал.

Уже в XVII веке русские делились на несколько групп: служилые люди (военные), крестьяне, промышленники, посадские (жители городов, имевшие право заниматься торговлей и ремеслом) и так называемые «гулящие», которые не имели постоянной приписки к государевой службе, деревне или посаду.

Служилые люди. В Забайкалье служилые люди и их семьи, обычно, заселяли остроги. Гарнизоны острогов были малочисленны: десятки, от силы 2−3 сотни человек. Первоначально в служилые входили стрельцы и казаки. Постепенно стрельцов становилось все меньше, их место заняли служилые, попавшие в Забайкалье по Государственному переводу. Круг обязанностей служилых людей был широк: военные походы, строительство острогов, сбор ясака, поиск серебряных руд и землепашество.

Однако на первом месте всегда стояло присоединение к Российской короне новых земель и охрана границ. Служилые за свою службу получали довольство – деньги, хлеб, соль, а часть служилых наделялась пахотными угодьями.

Крестьянство. Первоначальными центрами хлебопашества были остроги, вокруг которых селились немногочисленные крестьяне. Затем все больше крестьян стало приезжать в Забайкалье. Их манила воля. На своей родине они были крепостными, в Сибири – свободными людьми. В основном они становились «пашенными» крестьянами, которые за право иметь свою землю отрабатывали «государеву десятинную пашню». В Забайкалье за десятину государевой пашни крестьянин мог пахать для себя 4−7, а то и 10 десятин (десятина равна 1,09 га). Семена для «десятинной пашни» выдавались из казны, но урожай с той пашни полностью поступал в «государевы закрома». В XVII веке крестьянское хозяйство почти полностью было натуральным. Сами изготовляли сохи, бороны, телеги, сани, дуги; шили обувь, пряли шерсть, ткали сукно. В селах работали мельницы, кузни, кожевни, которые брали у крестьян плату натурой.

Посадские люди. Посадское население (сословие) моложе крестьянского. Лишь к концу XVII века посадские стали обживать Нерчинск, Селенгинск, Удинск, т. е. крупные поселения. Посадские занимались ремеслами, торговлей, отчасти хлебопашеством. Посадские должны были отрабатывать натуральные повинности – строить дороги, мосты, амбары, мельницы, ремонтировать крепостные сооружения в острогах, в общем, делать все, что воевода прикажет.

В Забайкалье посадскими было развито кузнечное, кожевенное, плотничье, столярное, мукомольное дело; изготовление лодок, плотов. Они варили мыло и соль, курили вино, красили холстину, добывали слюду для окон. Из посадских вырастали купцы, торговавшие не только по всей Сибири, но и с Россией и с Китаем.

С каждым десятилетием население Сибири и Забайкалья возрастало. В 1897 г. население Забайкальской области составляло 672072 чел., из них русских – 442 744 чел. (66%), в 1911 г. (за 14 лет) население возросло до 868 790 чел., среди которых русских было 68%. .

Блок: 9/11 | Кол-во символов: 3863
Источник: https://www.modernproblems.org.ru/memo/252-2014-04-16-14-45-15.html?start=1

1.8.          Формирование этнического «сплава»

Буряты и эвенки после длительного сопротивления приняли власть России и стали ясачными людьми – данниками русской казны. Ясак – это в основном пушнина. Вначале ясак не был нормирован, брали, сколько сами ясачные давали. В конце XVII века ясак стал нормированным, им облагалось все мужское население (с 18 до 50 лет). В зависимости от местных условий (степь или лес) сдавали от 1 до 6 соболей в год.

Непривычными для аборигенов ростовщическими операциями купцы и промышленники вовлекали ясачных в неоплатные долги. За долги местные теряли свои охотничьи угодья. Сопротивлялись абригены неправедному ясаку по-разному. Были и челобитные в Сибирский приказ и откочевки в труднодоступные места. Учитывая «шатость иноземцев» и малые военные силы в Забайкалье, Русское государство пыталось решать ясачные дела миром. Приведем лишь один пример – выписку из царского наказа А.Пашкову на воеводство в Даурской земле.

«А служилым людям… приказывать накрепко, чтобы они, ходячи по ясак, ясачным людям напрасных обид и налогов отнюдь никому никаких ни которыми мерами не чинили, собирали б с них государев ясак ласкою и приветом, а не жесточью и не правежем; а жесточи б им в том никакой ни чинили, и имали б с них государев ясак по скольку будет мочно, по однажды в год, а по два и по три ясака на один год не имати». .

Это ж только поглядеть! «Напрасных обид и налогов отнюдь никому никаких ни которыми мерами не чинить!».

Правительство смотрело на ясачных, как на подданных наравне с русскими. Их судили по тем же законам, не препятствовали ни верованиям, ни обычаям, ни внутреннему устройству общества. Русские власти включили бурятские и эвенкийские общины в государственную систему, признав общины низшим звеном управления и в их внутренние дела не вмешивались.

Две причины способствовали миру в складывающемся забайкальском обществе. Первая – отсутствие у русских заинтересованности в вытеснении местных племен с их исконных территорий, так как эти территории не были годны для хлебопашества.

Вторая причина – местные женщины, вошедшие в русские дома. Русские землеискатели находились в постоянной борьбе с суровой природой и враждебными племенами аборигенов. Надеяться можно было только на себя. Тут и ковались железные характеры – неустрашимость, решительность, находчивость, смелая предприимчивость.

Все умели эти мужики: и неприятеля отбить, и зверя завалить, и дом построить, и землю вспахать, и хлеб с нее собрать. Но дом – не дом без семьи. А женщин русских в Сибири почти что и не было. Правительство предпринимало свои           меры: посылало женщин из России, приказывало крестьянам выдавать своих дочерей за ссыльных, и даже деньги за это платило и отцам, и дочерям (приданое), и мужу. Но, в конце концов, указом в 1825 г. было повелено местным властям покупать девушек у инородцев. Так и вошли хозяйками в русские дома самостоятельные бурятки, добродушные тунгуски, своенравные монголки. Браки русских с инородцами совершались во множестве и до 1825 г. От смешанных браков с бурятами и монголами в Забайкалье появилось потомство смуглое, черноволосое, черноглазое, иногда с правильными чертами лица, иногда скуластое и узкоглазое. Вот, наверное, эта бегающая по дворам и скачущая на конях смугловатая детвора то курносая и светлоглазая, то скуластая и узкоглазая и была тем основным клеем, который крепил образующееся особое забайкальское население, связывая кровными узами русских с инородцами, и был основой мирных отношений и взаимных хозяйственных интересов. Мужики-то русские, а бабы – то ли монголки, то ли бурятки, то ли тунгуски.

Блок: 10/11 | Кол-во символов: 3603
Источник: https://www.modernproblems.org.ru/memo/252-2014-04-16-14-45-15.html?start=1

1.9.          Семейные легенды

Кроме исторических хроник, бесценным источником родословных служат семейные легенды. Откуда они появляются? Их рассказывают внукам бабушки, гораздо реже мамы и папы своим дочерям и сыновьям. Эти легенды иногда находят свое подтверждение в старых дневниках, в письмах, старинных фотографиях, в сохранившихся старинных вещах, иногда – в фамильных драгоценностях и именном оружии. Ничего материального (кроме одной фотографии столетней давности), что подтвердило бы семейные легенды, в нашей семье не сохранилось. Остались лишь в моей памяти рассказы бабушки – Александры Константиновны и моего отца – Антонина Андреевича. С бабушкой мы жили на Камчатке, куда мои родители уехали работать в 1935 г. Место работы – маленькая опытная станция в 12 км от села Мильково (ныне Елизарово). Когда мы приехали, дом, в котором мы должны были жить, был не достроен – не было даже пола. Родители сами достраивали его – отец настелил полы, мама оштукатурила стены. Было уже холодно и для нас построили землянки. В землянке топилась печка, на которой бабушка готовила еду, было тепло и уютно. Родители ночевали в другой землянке, потом в новом доме, где было очень холодно, а мы с бабушкой так и жили всю зиму в землянке и спали на большом топчане.

После ужина, когда родители уходили, я садилась на скамеечку около печки или забиралась на топчан и просила бабушку: «Расскажи про старое». Было мне 5−6 лет, когда я услышала семейные легенды. Что же могло сохраниться в моей памяти? Сохранилось многое, но сколько было домыслено, допридумано маленькой девочкой с живым воображением! Конечно, я и позже, уже в школе, когда мы снова жили с бабушкой, переспрашивала, уточняла; бабушка отвечала, рассказывала что-то новое, а потом говорила: «Да забыла я многое, может и не так было, а может быть отец мне сказки вперемежку с правдой рассказывал. Еще моя бабушка-казачка мне рассказывала, так у нее часто не так выходило, как у отца. Правда-то, Аргенточка, разная, у каждого она своя». Вот эту бабушкину максиму я запомнила на всю жизнь и по длинному жизненному опыту знаю «Да, правда у каждого своя».

Через много лет, когда мне уже было около тридцати, мы поехали с отцом в тайгу и там ночью за чаем у костра он рассказал мне свою версию далекого прошлого. Отец предпочитал читать литературу историческую, интересовался историей казачества, ссылался на определенные даты. Многое сходилось, но многое и расходилось с рассказами бабушки. Из этих бесед сложилась у меня в голове история семьи и кое-что я даже тогда записала. Поскольку история объединяла рассказы моей бабушки (а они в свою очередь родились из рассказов ее отца и ее бабушки) и рассказы моего отца (которые он слышал от своей бабушки), то все изложенное ниже – легенда, семейная легенда Титляновых.

Страница 2 из 12 Все страницы

< Предыдущая Следующая >

Блок: 11/11 | Кол-во символов: 2892
Источник: https://www.modernproblems.org.ru/memo/252-2014-04-16-14-45-15.html?start=1
Кол-во блоков: 19 | Общее кол-во символов: 38714
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://exklyziv.ru/en/narodyi-zabaykalya/: использовано 3 блоков из 3, кол-во символов 9286 (24%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%97%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%8F: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 4166 (11%)
  3. https://www.modernproblems.org.ru/memo/252-2014-04-16-14-45-15.html?start=1: использовано 9 блоков из 11, кол-во символов 25262 (65%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий