Волнующий и притягательный Укок: разбираем во всех подробностях

Если вы любите расслабленный отдых,то поездка на знаменитое алтайское плато Укок не для вас. В ней вам придется столкнуться с отсутствием комфорта,тяжелой дорогой,радикально меняющейся погодой. Но и,конечно,с неземной красотой. Рассказываем,зачем стоит ехать на плато Укок,как туда добраться и к чему готовиться в таком путешествии.


Блок: 1/20 | Кол-во символов: 334
Источник: https://altapress.ru/amp/story/225429

Этика и эстетика сибирского антициклона

Плато Укок – край ветреный и холодный. Морозы под 60°C в январе, скорее, норма. Впрочем, переносятся легко. Мороз в сухом Сибирском антициклоне всегда легкий. Поэтому и осадков выпадает немного, да и те сдувает с холмов в морены постоянно дующий с запада ветер. Не изнеженные снежным покровом травы высокогорья научились брать от земли по максимуму и при внешней невзрачности заключают в себе колоссальные жизненные энергии. Так что с тех пор, как Великий Ледник покинул Укок, оставив на память о себе причудливый ландшафт, его освоили люди, открывая за трудными перевалами идеальные зимние пастбища.

Перегон стада крупного рогатого скота через один из перевалов

Какие только племена не заносила нужда или воля на поднебесные земли Укока. Скифы, саки, гунны, тюрки… Все они давние друзья новосибирских археологов. Академик Вячеслав Иванович Молодин и доктор Наталья Викторовна Полосьмак совершили здесь настолько значимые открытия, что кажется, в этом им помогали боги всех этих народов, почему-то решившие их руками вручить прошлое будущему. Благодаря трудам этих ученых мы можем подробно восстановить картины жизни древних людей Укока.

Но как там живут люди сегодня?.. Российский фонд фундаментальных исследований счел этот вопрос достойным финансирования, и вот я уже четвертый день иду весь такой, в сосульках, как бы по академическим делам. В километре передо мной по своим, не менее важным делам идет дикий кот, судя по цепочке свежих следов, и мне в его компании не так одиноко. Назавтра мы с ним уже придем.

Путешествуя в безмолвии зимней Сибири, чьи снежные пространства, подобием космоса, исключают всякое событие – и цвет, и свет, и звук, и ритм, – даже собственный пульс кажется суетой. У всех теплокровных для общения есть немало общего – как минимум теплая кровь. Поэтому каждому живому существу здесь рад, как родному. Ну а если тебя встречают как родного, то, значит, ты дошел. На пятый день пути я встретил всадника.

Оставив стадо, он двигался навстречу, прекрасный, как бог. Рыжая грива коня ниспадала до копыт, заметая снег.

– Альберт, – представился он и сразу без перехода, – у меня переночуешь, да?

Для укокской «прописки» в ответ оставалось сказать лишь свое имя и слова благодарности.

Традиционная этика проста. Путника принимают в дом просто по умолчанию. Человек теплый, а вокруг холодно, и этого достаточно, чтобы без лишних условностей предложить ему чай и кров.

И вот я, облаянный для порядка всеми собаками стойбища, располагаюсь на своем спальнике в углу дома хозяев стойбища Кос-Коль. Альберт и Арина Чинчиновы и их шестилетняя дочь Янина первые люди Укока, которых я встретил в своей экспедиции. Большинство пастухов Укока – казахи, а они – алтайцы, и у них есть свои алтайские имена. Только мне они их открыли не сразу. Европейские имена предназначены как бы для «внешнего пользования». Древний обычай не велит открывать свои истинные имена первому встречному. Мало ли кто здесь, в холмах, бродит в темное время суток… Казахи также могут русифицировать свои имена, но скорее не из рудиментов магии, а для удобства общения, если им вдруг покажется, что так вам его будет проще запомнить. Такая у них культура, изначально настроенная на гармонию отношений.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 3229
Источник: https://www.culture.ru/materials/5442/lyudi-plato-ukok

Зачем туристы стремятся на Укок?


Плато Укок находится в южной части Алтайских гор. Это заповедная территория,входящая в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Одно из красивейших мест на Земле,которое также представляет культурную и археологическую ценность.

Местные считают Укок сакральной территорией,где находится вход в так называемый «горний мир» — мир высших существ со сверхспособностями. Эзотерики полагают,что на плато может располагаться вход в Шамбалу. А туристы едут на Укок за другими вещами.

Блок: 2/20 | Кол-во символов: 528
Источник: https://altapress.ru/amp/story/225429

Сакральные представления «лиц укокской национальности»

Укок, как суровая среда обитания, предлагает своим обитателям не слишком большое разнообразие вариантов для хозяйствования. Хозяйственно-культурный тип сезонного горно-пастбищного скотоводства у всех народов здесь был примерно одинаков и, вероятно, одинаково влиял на человеческие организмы.

– Мы здесь все дружно живем. Казахи, алтайцы – нет никакой разницы, – объясняет Альберт «укокский национальный вопрос».

– Мы здесь все – лица «укокской национальности», – смеется Рустам Стариков со стойбища Байскан. Приехал погостить.

– Ну, мы это проверим. Я вас, друзья, попрошу сдать свои «рога и копыта» на молекулярный анализ.

– Че-е-ггг-о?!!!

Я объяснил, что ученые в Новосибирском Академгородке на уровне микроэлементов исследовали образцы волос и ногтей древних скифов из Ак-Алахинских курганов, и теперь им до зарезу нужны волосы и ногти современных людей Укока, чтобы посмотреть, есть ли у них общие изменения в организме, которые должна вызывать их общая среда обитания.

– Как интересно! Ну, давай, попробуем, – сказал Альберт и полез за ножницами. – А нам пришлешь почитать то, что они про нас напишут?

– Я знаю, что ученые про меня напишут. «Микроэлементы организма Рустама Старикова совпадают с химической формулой разбавленного спирта».

В общем, участие в столь рискованном с точки зрения магии эксперименте мужиков развеселило. В отличие от их жен, которые на это предложение лишь испуганно замотали головами.

И это правильно. Мужчины, увлеченные инновациями, культуру должны развивать и ради этого рисковать, а женщины должны ее хранить и избегать участия в непредписанных обычаем авантюрах.

Обычно алтайцы привержены шаманской традиции, тогда как казахи проявляют себя как люди мусульманской цивилизации. Хотя и те и другие, особенно когда живут вместе, охотно делятся друг с другом обычаями своих предков.

– Ты что! Нельзя через руку живым наливать! – воскликнули хором алтайки Арина и Чейнеш, увидев, как Гюльджамал Меимханова в застольной тесноте собственного дня рождения, налила водку, вывернув руку, соседям справа.

– А что? Так нельзя, да? Почему?

– Так только покойникам наливают!

– Что же теперь делать?

– Долей чуть-чуть в эти чашки нормальной рукой, тогда сгодится.

– Хорошо. Спасибо, что предупредили.

Так люди, народы перенимают друг у друга то, что кажется им полезным, и становятся похожими друг на друга, правда, есть, вероятно, в культуре некие сферы, в которых заимствования невозможны. Если в почитании сил природы и у казахов, и у алтайцев наблюдаются схожие черты, то в отношении к курганам Укока, к археологам, к теме предков они придерживаются противоположных мнений:

– Да с чего бы предки наши стали хоронить покойных в курганах? Посмотри на старое кладбище Ак-Бейты – так и хоронили. А в курганах хоронили друг друга всякие чурки, ну эти… в смысле, первобытные народы, из тех, кто здесь до нас кочевал, – озвучивает «укокское общественное мнение» Серикжан Джаркинов.

– Истерику на тему раскопанных археологами «могил предков» раздули журналисты. Чьи предки могут быть в курганах? Да уж точно не мои! Я что, не знаю, как мои предки похоронены? – резонно рассуждает Кажмухан Нурсалканов.

Его прапрадед был одним из тех лидеров своего народа, которые привели на Укок казахов в середине XIX в. Глинобитный мавзолей Нурсал-хана стоит на стрелке Ак-Алахи и Кара-Алахи, строго ориентированный на точку заката солнца в день весеннего равноденствия, в который мусульмане этих краев празднуют перекочевавший в ислам из древнеиранских культов праздник Навруз.

Принадлежность к исламской цивилизации поддерживает у казахов память о предках в историческом формате. В отличие от мифологических установок алтайцев, ориентирующих на почитание в ранге божественного предка едва ли не каждого найденного археологами покойника.

– Нельзя землю раскапывать. Только души тревожить. Ведь те, кто здесь кочевали до нас, – наши предки, – считают алтайцы, игнорируя научные факты, согласно которым между ними и скифами Укока нет никакой генетической связи.

Впрочем, идеология в научных фактах нуждается гораздо меньше, чем в мифологии. Так, мумия скифской женщины из кургана «Ак-Алаха-3», раскопанного на Укоке в 1993 г., была назначена «принцессой Кадын» наиболее творческими представителями алтайской интеллигенции, что характерно, на Укоке никогда не бывавшими. В целом политизация культа предков говорит о том, что процессам этно- и политогенеза алтайцев еще далеко до завершения.

Надо заметить, что и казахи, позитивно относящиеся к археологии и к науке в целом, хотя никак не связывают свою историю с курганами, также считают их чем-то вроде перекрытого камнями прохода в мир мертвых.

– Я с детства от старых людей слышал – нельзя двигать старые камни, от этого заболеть можно, – вспоминает Абилхаир Бурбаев со стойбища Кызыл-Тас.

Так что лучшее, что можно сделать с курганом, – объехать его стороной. А то, бывает, что конь возле него встанет – и ни с места, как вкопанный, как ты его ни погоняй.

– У нас в таких случаях говорят: шайтан коню ноги вяжет.

– И что надо делать?

– Спешиться, обойти его по кругу и камчой по земле между его ног хлестнуть, как бы перерубая путы нечистого. Можно также легонько черенком плетки по копытам постучать. Или взять кусочек арчи (арча – растение семейства можжевеловых, согласно традиционным представлениям, обладает свойством очищать пространство от спиритуальной скверны) зажечь. Арчи нет – просто спичкой горящей в воздухе поводить. Шайтан – он камчу, арчи, огонь – всего этого не любит.

Нужно хорошо знать местность, чтобы проехать по ней, не задев древние могилы.

С точки зрения археологов, Укок – сплошное кладбище. Одни курганы стоят отдельно, другие выстроены в цепочки родовых, по всей видимости, кладбищ. Возможно, здесь похоронены те, кто умирал зимой. Но люди умирают все время, а хоронят их в определенном месте, чтобы были вместе, поэтому нельзя исключить и то, что люди специально рассматривали зимние пастбища как кладбища. А может, дело не только в зимнем времени, но и в горном пространстве? Архаическую концепцию «умирания в горах», известную миру по японской «Легенде о Нараяме», никто не отменял.

Современные люди Укока имеют свою легенду «о Нараяме», которая отсылает нас также в мифологическую эпоху, хотя и не столь древнюю.

Во времена Гражданской войны эти горы были местом крайне оживленным. Кланы кочевников, паломники, солдаты, бандиты, торговцы, контрабандисты и просто деклассированный сброд шастали в Китай через перевалы, по делу и без, оставляя на тропах и в осыпях такие свидетельства своего беспокойного времени, как черепа с пулевыми отверстиями.

Среди прочих, кому выпало жить в эпоху перемен, был некий состоятельный человек по имени Жеткен-бай. Утомленный переменами, которые для состоятельных людей складывались не лучшим образом, он поседлал коней и со своей престарелой матерью отправился через перевал Канас в Китай на дальнейшее ПМЖ. В дороге женщина разболелась до полной невозможности двигаться дальше, и сын нашел простой выход из сложной ситуации – завалил еще живую родственницу камнями и был таков. С тех пор круглая гора, висящая над Кальджинскими озерами Укока, на которой и разыгралась эта мифо-социальная трагедия, носит имя Жеткен-бай. Ходить там опасно; можно нарваться на призрак несчастной женщины, ищущей своего сына.

Люди, ложась спать, накрываются специально выделанными и сшитыми на манер покрывала или спального мешка козьими шкурами.

– Вот такая поучительная история.

– Да-а-а, уж, дорогие родители, воспитывайте детей! Это инвестиции в вашу старость.

Долог зимний вечер в горах Центральной Азии. Времени хватает и байки травить, и хозяйство вести. А дел обычно немало. Альберт принялся чинить сбрую, Арина – что-то шить, потом начали вместе выделывать козьи шкуры, намазывая мездру кефиром.

– Дюрха будет.

– Это что такое?

– Меховое одеяло такое, типа твоего спальника.

Все были заняты делом, даже ребенок вспомнил о том, что ему через год в школу, повис на волосяных качелях с блокнотом в руках, совмещая приятное с полезным.

– Веревка не оборвется?

– Аркан-то? Из хвостов яков сплетен. Трактор выдержит.

Погрузка мяса, приготовленного к продаже

Такие арканы – последнее, что напоминает о стаде укокских яков, которое съели… бразильские свиньи. В прошлом году в результате манипуляций лоббистов с квотами импорта свинины из Бразилии – основного его поставщика, в российских регионах взлетели закупочные цены на любое мясо, в результате чего все поголовье яков, которых спекулянты не отличали от обычной говядины, пошло под нож.

Юра-яковод после этого некоторое время держался, а потом серьезно запил. Глобализация не впрок пошла.

В общем, жалко всех. Конечно, этот животновод, равно как и животный вид, не исчез с лица земли, но фантастический пейзаж озера Музды-Булак без этих дивных зверей опустел.

– Почем продавали ячье мясо?

– Рублей по сорок восемь за килограмм.

– Цена открытки с изображением живого яка…

– Так кому их продавать, открытки-то?

– Туристам.

– Действительно, к нам который год чехи приезжают. И голландцы. Чудные такие. Наверное, купили бы открытки.

– У нас на Аргуте еще и верблюды есть. Раньше много было, сейчас голов десять осталось. Не знаем, что с ними делать.

– А знаешь, сколько стоит прокатиться на верблюде, например, в Тунисе?

Разговоры о том, как перекочевать в мейнстрим всемирной истории, сохранив при этом культурную самобытность, мы с чабанами вели каждый вечер. Их волнует та же проблема, что и весь прогрессивный мир, осознающий ценность своего культурного многообразия как условие выживания человечества. Любая система – единство в многообразии. Как занять в мире достойное место и не раствориться в нем? Ответы на культурно-исторические вопросы дает сама история культуры.

Взять, к примеру, то же грузовое верблюдоводство. Сохранилось оно здесь, во многом благодаря парадоксам советской экономики. Организовать рейс вертолета на Укок при недавней советской власти не было проблемой. Не от того ли Джазатор и Укок вплоть до середины 1990-х годов оставались без дорог? Зачем ездить, если можно летать? С другой стороны, и с приобретением машины были проблемы, не то что теперь. Отсутствие дорог и машин поддерживало потребность в верблюдах. На них возили все, вплоть до бочек солярки.

Теперь поддержка «шелкового пути» бесплатной авиацией кончилась, вот и пришлось спускаться с небес социализма на землю рыночных отношений, строить нормальные дороги и покупать нормальные машины. Сегодня в Джазаторе редкий двор не служит парковкой для джипа или грузовика, и верблюдоводство пришло в упадок. Но в то же время у него неожиданно открылись новые перспективы: с улучшением автомобильной инфраструктуры в Джазатор и на Укок стали приезжать туристы из Западной Европы, привлеченные славой сделанных здесь археологических открытий. А у предприимчивых казахов спрос на турсервис стимулирует развитие рынка предложений. Они давно наладили связь с чешской турфирмой и организуют для гостей конные походы на Укок. Так что если верблюдов не забьют, как яков, сегодня, то завтра верблюжье сафари по горам Алтая станет еще одним бестселлером международного туризма.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 11069
Источник: https://www.culture.ru/materials/5442/lyudi-plato-ukok

 — открой неизвестный Алтай!


   Компания Укок Тур была создана единомышленниками, для которых путешествие – стиль жизни, а также способ познания мира и себя.

   Те районы Алтая, которые мы предлагаем вам посетить в наших турах, выбраны далеко не случайно. Все они имеют свои отличительные и крайне притягательные особенности, это:

— минимальное воздействие человека на природную среду, сохранившую свою первозданность и экологическую чистоту;

— географическая, климатическая, ландшафтная, культурно-историческая уникальность;

— особая энергетика, оказывающая позитивное воздействие на человека (иногда такие места называют местами силы).

   Идея наших туров – не только активный отдых, но и прямой, непосредственный контакт с планетой Земля, погружение в природу, позволяющее пробудить в человеке лучшие качества и потенциал для самосовершенствования, обрести гармонию.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 927
Источник: http://www.ukok-tour.ru/index.php?cm=13

Чабанские труды и дни

Переход стада по льду реки Калгуты

Перегон стада мелкого рогатого скота

Впрочем, не все так просто. Традиционный образ жизни основан на балансе непрерывного труда и обширных знаний о простых, казалось бы, вещах. Это лишь на первый взгляд кажется, что овец пасти большого ума не надо. Без труда и ума кто не помрет, те разбегутся. Пасти стада – наука, и она своя и для яков, и для овец, и для верблюдов. Направление и время выпаса, сезонные перекочевки, темп движения стада, его состав – все это определяется каждый раз заново, в зависимости от температуры воздуха, его влажности, силы и направления ветра.

В снежные бураны, когда тепло и ветрено, стада спускаются с плато в пойму Ак-Алахи и на дно Бертекской впадины. А в сильные январские морозы стадо пасется всего несколько часов в день, в полдень, недоедая, но и не вымерзая. Чабаны поднимают его на вершины плато, повыше, потому как в такие дни обычно безветренно и животных согревают прямые лучи солнца.

В один из таких дней я спускался от устья ущелья Чолок-Чад в пойму Ак-Алахи, на дно Бертекской впадины. На пути встретилось брошенное стойбище с полуразвалившимися постройками. Панорама, отрывающаяся отсюда на все плато, отлично показывала, что все прочие стоянки, расположенные по кругу над впадиной, как бы висят на одной высоте.

Так подковывают коней перед весенней перекочевкой

Пока я спускался по склону до уровня чабанских зимовий, было морозно, но не холодно. Но стоило спуститься буквально еще несколько метров вниз, как резко погрузился в океан тяжелого холодного воздуха, густого, как глицерин, стекающего в котловину с окружающих ее хребтов. Вот она, отточенная тысячелетиями мудрость горных номадов! Они расположили свои жилища ровно на берегу «озера холода». А большинство могил своих предков – на его ровном, как стол, дне. Из-за ассоциаций смерти с холодом?

Или просто потому, что для их погребальных церемоний требовались широкие пространства с плоскими поверхностями? Значит ли это, что похороны не обходились без колесного транспорта? Почему бы и нет? Хранится же в Эрмитаже скифская колесница с огромными деревянными колесами, на которой мог ехать на похороны некто VIP, вплоть до самого виновника торжества. Интересно было бы здесь прогуляться две с половиной тысячи лет назад.

Ужин под перевалом Бугумуюз во время весенней перекочевки

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 2328
Источник: https://www.culture.ru/materials/5442/lyudi-plato-ukok

Четыре причины выбрать компанию Укок Тур:


Причина № 1. Наш подход к разработке маршрутов:

уникальность, личный опыт, оптимальность, безопасность!

   Мы не турагенты, то есть не продаем чужих туров. Более того, мы никогда не предлагаем клиентам программы, скопированные у кого-то, абсолютно все туры мы разрабатываем сами. Все наши маршруты уникальны и проложены по самым интересным местам Алтая. Именно наши гиды «пробили» несколько маршрутов, по которым ранее не водила ни одна турфирма, в частности, к Белухе через Иедыгем и на Табын-Богдо-Ола.

   Это означает, что мы прекрасно ориентируемся в той местности, которую предлагаем посетить, и весь путь проходили сами. Именно поэтому у нас на сайте размещены подробные программы туров, которые так нравятся многим нашим конкурентам, что они просто их копируют и выкладывают у себя. Поверьте, если вы встретили наш маршрут у другой компании, то мы точно делали и ходили его, а конкуренты – неизвестно. Многие наши туры даже не берутся копировать – это касается, прежде всего, альпинистских программ. Только наша компания предлагает шесть вариантов восхождений на алтайские вершины!

   Логистика всех наших туров подбирается так, чтобы вам было максимально комфортно и интересно. Мы отвечаем за выполнимость программы каждого дня, удобство, логичность, оптимальность и безопасность маршрута, потому что продумываем его исходя из личного опыта.

   Благодаря тому, что мы прекрасно знаем Алтай, мы каждый год предлагаем новые программы и совершенствуем старые.

Причина № 2. Наш подход к клиентам:

внимание, доверие, доброжелательность, гибкость!

   Мы любим всех своих клиентов! Поэтому мы с радостью и подробно отвечаем на многочисленные вопросы, возникающие у туристов перед походом, даем советы по подготовке, рассказываем, как все будет, помогаем приобретать экипировку и снаряжение.

   Мы готовы в разумных пределах учитывать ваши индивидуальные пожелания (в частности, по питанию в туре, датам проведения), возможности по оплате.

   Отношения с клиентами, построенные на доверии – это важная часть нашего подхода к делу. Наверное, поэтому многие к нам возвращаются или даже становятся постоянными клиентами.

   И что важно – наша заинтересованность в клиентах не иссякает после того, как деньги за тур заплачены (как это обычно бывает). Напротив, даже после окончания тура мы общаемся, обмениваемся фото и видеоматериалами, впечатлениями, и обычно дарим всем туристам профессионально смонтированный видеофильм о путешествии. Таким образом, мы стараемся привнести в бизнес некий элемент клубности, и считаем, что это хорошо.

Причина № 3. Наши принципы работы:

честность, ответственность, выполнение обещаний!

   Мы максимально подробно описываем все условия проводимых на Алтае туров — как на сайте, так и в заключаемых договорах. Это означает, что мы не боимся принять на себя ответственность за выполнение того, что обещаем.

   Цена тура, указанная у нас на сайте, включает в себя абсолютно все услуги, предусмотренные программой тура. Лишь некоторые незначительные позиции, не входящие в тур, оплачиваются отдельно – прежде всего питание по дороге до места начала тура. Мы просто считаем нецелесообразным включать эти расходы в цену тура, так как они индивидуальны.

   Мы не пользуемся широко распространенной среди туроператоров и турагентов уловкой, когда указывается цена тура, не включающая многие опции, без которых проведение тура невозможно: трансфер, питание, аренду лошадей, снаряжения и пр. В такой ситуации вы вроде бы покупаете дешевый тур, который на деле может стоить заметно дороже, чем аналогичный тур, в котором стоимость указана честно.

   И мы никогда не относим собственные просчеты, «траблы» со стороны контрагентов или какие-то иные непредвиденные расходы на счет туристов. Как нам рассказывали участники тура одного из известных наших конкурентов, заявляющего, что туры по Алтаю у него лучшие — когда у перевозившего их автомобиля лопнуло колесо, гид собрал с них деньги на приобретение нового… Это не наш подход. Мы решаем любые возникающие проблемы, относящиеся к организации тура, за свой счет.

Причина № 4. Наш подход к организации туров:

современность, доступный комфорт, максимальное качество, отсутствие экономии!

   Не секрет, что туристская инфраструктура в России развита плохо. В полной мере это относится и к Алтаю. Мы не сможем предложить вам отель у подножия Белухи, или на плато Укок, их там просто нет. Там вообще ничего нет. Но, многие согласятся, что именно в этом и состоит прелесть нетронутых уголков дикой природы, именно за этим туда и едут люди.

   Однако мы не приветствуем «дешевый и сердитый» подход к туризму, на котором были воспитаны многие наши соотечественники, и который можно описать коротким ассоциативным рядом: тропа, рюкзак, мозоли, тушенка, песни у костра. К сожалению, «совковый» подход к организации туров еще жив, в том числе и в коммерческом туризме. Проявляется он в построении отношений в группе (навязчивый коллективизм, дежурства по лагерю, группы более пятнадцати человек), подходе к питанию (дешевые продукты, часто в недостаточном количестве), размещению (размещение в палатках даже там, где есть иные варианты, дешевые, некачественные, изношенные палатки), подборе гидов (часто люди без харизмы и достаточного опыта, назначающие за свои за услуги минимальную цену), экономии на всем (отсутствие вьючных лошадей в пеших турах, трансферный транспорт недостаточной вместимости, дешевое и потрепанное общественное снаряжение, некомфортная логистика) и т.п.

   О вышеописанных нюансах тура вы сможете узнать только из личного опыта, при его продаже вам об этом не скажут. Именно поэтому следует избегать дешевых туров. Ведь именно из таких позиций, как цена услуг гида, стоимость питания, размещения, общественного снаряжения, трансферов, дополнительных опций и складывается итоговая цена тура. Дешевый тур на Алтай предполагает минимальный минимум комфорта и качества услуг, поверьте нашему опыту.

   В отличие от многих других турфирм, мы делаем туры для вас так, как мы бы делали их для себя – то есть стараемся по-максимуму!

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 6165
Источник: http://www.ukok-tour.ru/index.php?cm=13

Инфраструктура космоса

Тем более интересно, что современные чабаны, знакомые с Интернетом, в своей повседневной жизни используют инфраструктуру древних культур.

В один из дней Анатолий Сикуатов доверил стадо жене, чтобы показать мне то, что его самого, жителя плато, не перестает удивлять.

Анатолий Сикуатов во время вечернего загона скота

Под его стойбищем Чубай-Журт расположен огромный скифский керексур – ритуальный комплекс, похожий на погребальный курган, но не являющийся таковым, поскольку сооружался в основном для проведения церемоний и жертвоприношений, чем напоминает скорее протохрам. От стойбища вверх по одной оси с керексуром вглубь плато уводит тропа.

Мы с Анатолием поднимаемся по ней на конях и в ритме прогулочного шага ведем разговор.

– Вот, смотри, – показывает Толя на выложенную из камней гигантскую лестницу в седловине между двумя доминирующими вершинами.

– Я сколько раз здесь ходил – вижу в первый раз.

– Ее хорошо видно только на закате и только зимой. Летом не видно из-за травы.

На вершине виднеется двойная сложенная из камней пирамидка каракши – древний пространственный маркер, обозначающий границы пастбищ и направления движений. Не без сакрального смысла сооружение, потому как не только людям оно полезно, но и духам троп и перевалов приятно, как знак «респекта». А без религиозного «респекта» по одухотворенному ландшафту далеко не уедешь.

– Что ты об этом думаешь?

– Думаю, Толя, что на территории твоего стойбища древние люди какие-то церемонии устраивали, связанные с восхождениями на культовые вершины, как это делали все живущие в горах народы, от японцев до норвежцев.

– Вон оно чего!.. А верхний каракши рассыпанный был, я его заново сложил. А то, бывает, едешь из Джазатора через плато, без этого «маяка» запросто можно мимо дома промахнуться, особенно по темноте.

В общем, инфраструктура бронзового века все еще актуальна.

Вообще ничто так не современно, как нечто вневременное, особенно древние принципы оформления человеком своего пространства – стойбищ, троп, перевалов и собственного дома.

Человек традиционной культуры не просто живет в своем пространстве, но создает его как архитектуру – архитектонически, то есть в соответствии с законами космических гармоний. Разумеется, он и сам себя воспринимает и объектом, на которого воздействуют силы земли, и субъектом, способным повлиять на циркуляцию глобальных энергий своим образом жизни. Потому так важно знать, как правильно вести себя в доме и в мире – как проходить перевалы, как принести подношения их духам-хозяевам, что следует думать, вешая на джалау (джалау – культовое сооружение, представляющее собой насыпь камней, в которое иногда вставляют дерево) белую ленточку или конский волос, кладя в его основание монетку или просто камень.

В клапане моего рюкзака с некоторых пор всегда имеются полоска белой ткани и монеты. Когда вид на полмира с обледенелых вершин становится потребностью и условием зрения, тогда уже на клеточном уровне ясно, что цель твоего присутствия в этих горах не просто любопытство к чужому образу жизни и не научное исследование оного. Наука в моей экспедиции была не целью, а средством. Истинная цель этого похода на Укок – в сферах иного порядка.

Когда грани частных проблем тают в ощущении какой-то поистине космической гармонии, тогда в сопряжении всех видов знания (в сознании!) научный взгляд уже не отделить от религиозного.

Так экспедиция превращается в паломничество. К истокам рек и культур.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 3429
Источник: https://www.culture.ru/materials/5442/lyudi-plato-ukok

Десять главных преимуществ наших туров:


Преимущество № 1: наши группы от шести человек!

Группа на перевале Судобай

   Не нужно быть математиком, чтобы понять, что чем больше народа в туре, тем выгоднее туроператору. Но дикая природа не любит массовок. Даже такое дело, как санитарные нужды, выливается в проблему, когда на стоянке находится двадцать человек. Да и взаимоотношения в такой группе обычно сложны. В конце концов, большое количество людей может просто раздражать того, кто ищет на Алтае единения с природой и отдых от толпы.

Поэтому мы водим маленькие группы. Обычно это 6-8 человек. У нас практически никогда не бывает конфликтов, а гид имеет возможность каждому уделить внимание. В том числе из-за этого наши цены порой выше, чем у конкурентов. Ведь поделив все расходы (даже с хорошей маржой) на 12-20 человек, они имеют возможность априори снизить цену тура для одного человека. Но мы считаем, что наши клиенты оценят преимущества нашего подхода и сделают соответствующие выводы.

Преимущество № 2: профессиональные гиды!

Валерий Манинов на вершине Маашей-Баши

   Все группы сопровождаются гидами, имеющими необходимые знания, большой опыт, соответствующий виду тура, и необходимые лидерские качества. Именно таких людей мы называем профессионалами. Мы никогда не привлекаем в качестве основного гида «местных проводников». На сложных альпинистских маршрутах (где необходимо провешивать перила) группу сопровождают минимум два гида.    В наших турах гид занимается своими прямыми обязанностями, а не совмещает функции повара, как у большинства конкурентов.

Преимущество № 3: качественное и разнообразное питание на маршруте!

Неизменная баранина

   Мы закупаем самые качественные и вкусные продукты из тех, что есть в магазинах, а также домашние свежие овощи, мед, свежую баранину. Причем закупаем несколько больше, чем по нашим расчетам съест группа (лишь бы не голодали!). Для восхождений обязательно приобретаем сублимированное мясо (его нет в Барнауле, везем из Москвы), чтобы вам не нужно было тащить тяжелые банки с тушенкой. Немаловажно не только купить хороший набор продуктов, но и суметь их сохранить. У наших гидов есть достаточный опыт в таких делах.

Преимущество № 4: максимально комфортное размещение на маршруте!

Дом в Джазаторе

   Там, где есть возможность, мы предусматриваем размещение в гостевом доме, кемпинге (Джазатор, Тыдтуярык), обеспечиваем за свой счет возможность помыться в бане. Там, где нет ничего, мы размещаем людей в качественных, то есть водостойких и ветроустойчивых, целых, не изношенных трехместных палатках по два человека. Мы часто наблюдаем за группами конкурентов, и ни разу не видели, чтобы кто-то из них использовал палатки водостойкостью более 2500 – 4000 мм. В наших палатках водостойкость дна 10000 мм, тента – 8000 мм (соответственно, и стоят они дороже). Это означает, что никакой дождь вам не страшен, в палатке гарантированно будет сухо. К тому же мы выбрали для вас палатки, внутри которых не образуется конденсат (не знаете что это? это когда ночью внутри палатки образуется влага из-за разницы температур, и все это течет на ваши вещи – норма для бюджетных палаток);

Преимущество № 5: вьючные лошади во всех турах, где это возможно!

Вьючные кони

   Во всех наших турах там, где это возможно (то есть, если этому не препятствуют особенности местности и логистики маршрута), грузы, включая личные рюкзаки, перевозятся на лошадях. Все вещи упаковываются в большие прочные гермомешки, которые защищают их от пыли, грязи и сырости. Отдых, даже активный, не должен превращаться в переноску тяжестей на расстояния. Кроме того, используя вьючных лошадей, мы не экономим на продуктах.

   В пеших турах мы без дополнительной платы предоставляем одну верховую лошадь на группу!

Преимущество № 6: повар во всех турах!

Повар за шашлыками

   В подавляющем большинстве туров* группу сопровождает специально нанятый повар, который занимается приготовлением еды и помывкой общественной посуды. Согласитесь, что это добавляет комфорта!

   * мы не берем повара только в случае, когда его участие возможно лишь на небольшом отрезке маршрута, и в силу этого нецелесообразно — например, в турах с восхождением на Белуху, Маашей-Баши, Иикту, Ирбисту, Джаниикту.

Преимущество № 7: спутниковый телефон и рации для каждой группы!

Спутниковый телефон

   Безопасность и доступная связь — это два взаимодополняющих понятия. Все наши группы отправляются на маршрут со спутниковым телефоном и запасными аккумуляторами к нему. Наличие связи позволяет избежать многих проблем, не говоря о важной роли спутникового телефона при чрезвычайных ситуациях. На каждую группу также выдается комплект из нескольких «дальнобойных» радиостанций для корректировки и согласования действий;

Преимущество № 8: качественное общественное снаряжение!

Лагерь на Укоке

   Мы используем только качественное общественное снаряжение в необходимом количестве и комплекте. Группы обеспечиваются палатками, большим тентом, гермомешками для рюкзаков и продуктов, посудой (каны), качественной аптечкой, групповым альпинистским снаряжением.

   О преимуществе наших палаток мы уже упоминали, говоря о размещении.

   Особое значение имеет качество группового альпинистского снаряжения, и мы уделяем этому особое внимание — регулярно обновляем, докупаем, тщательно выбираем производителя. Например, мы никогда не используем ради экономии старые, пересохшие или слишком тонкие веревки.

   Для корпоративных туров мы предоставляем дополнительное снаряжение: большую палатку-столовую, складные столы и стулья, полный комплект посуды, санитарные палатки;

Преимущество № 9: комфортное размещение в транспорте, надежные автомобили, проверенные водители!

Наш транспорт

   Наши туристы как-то с удивлением наблюдали, как к погранзаставе подъехал УАЗ – буханка с туристами, в котором на восьми штатных сидениях ехало десять человек с рюкзаками. Для многих алтайских турфирм (и особенно частных гидов) такой подход к перевозке людей – норма.

   У нас выработаны другие критерии относительно трансферов.

   Туристы перевозятся строго на штатных посадочных местах. Для перевозок на большие расстояния по хорошим дорогам мы никогда не предлагаем тихоходный транспорт типа УАЗов, Уралов, ГАЗ-66. Поэтому наши клиенты добираются, например, из Джазатора до Барнаула не более, чем за 16 часов, включая необходимые остановки – выезжают позже всех и приезжают раньше всех. Для трансферов по плохим дорогам мы преимущественно выбираем УАЗ – буханку. Эти машины отлично себя зарекомендовали в различных ситуациях и по проходимости превосходят многие брендовые внедорожники. Кроме того, мы обеспечиваем перевозку рюкзаков и закупленных продуктов вне салона автомобиля – либо нанимаем дополнительную машину, либо обеспечиваем прицеп, багажник. Поэтому наши туристы не сидят на тюках с вещами.

   Также мы нанимаем опытных, проверенных водителей, хорошо знающих маршрут перевозки, которые не пасуют перед возможными трудностями и непредвиденными обстоятельствами.

Преимущество № 10: личное альпинистское снаряжение выдаем бесплатно!

Кошки полужесткие

   Альпинистское снаряжение, особенно качественное, стоит дорого. По самым скромным оценкам, необходимый комплект будет стоить около 20 тысяч рублей. Мы же совершенно бесплатно предоставим вам все необходимое (в полном комплекте или выборочно, если у вас есть что-то свое): кошки, ледоруб, страховочную систему (обвязку), каску, жумар, спусковое устройство, карабины. Все выдаваемое снаряжение качественное, от ведущих производителей, находится в надлежащем рабочем состоянии.

Copyright © 2008-2018 UkokTour&T-Blues.  Копирование  без  активной  ссылки  запрещено!

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 7926
Источник: http://www.ukok-tour.ru/index.php?cm=13

4. Встреча с дикими животными

Так как на Укоке нетронутая природа,здесь велики шансы увидеть зверей и птиц в естественных условиях. Можно повстречать диких лошадей,волков,сусликов,лис,орлов,беркутов,журавлей и так далее. Ученые делают на Укоке снимки редких животных. Например,снежного барса.

Блок: 6/20 | Кол-во символов: 314
Источник: https://altapress.ru/amp/story/225429

5. Неземные пейзажи


«Ощущение,что небо приблизилось к земле» — так некоторые туристы рассказывают о красотах Укока. В степи на высоте более двух тысяч метров нет ни одного дерева,зато раскинулись многочисленные реки и озера с белой или прозрачной водой. Обрамляют плато заснеженные горные хребты. На них же находятся ледники,которые никогда не тают. Говорят,что красоту этих мест не может передать ни одна фотография.

Блок: 7/20 | Кол-во символов: 439
Источник: https://altapress.ru/amp/story/225429

6. Курганы

На Укоке более 150 археологических памятников — захоронений разных археологических периодов. Здесь в 1993 году нашли знаменитую мумию,которую назвали «алтайской принцессой Кадын». На курганы могут посмотреть и туристы.

Блок: 8/20 | Кол-во символов: 246
Источник: https://altapress.ru/amp/story/225429

1. Урочище Бертек


Это урочище прославилось на весь мир тем,что здесь в 1993 году нашли знаменитую мумию — «алтайскую принцессу Кадын». Находка была неожиданной и вызвала много вопросов у ученых. Женщина была европеоидной расы,явно высокого статуса,с ней захоронили шесть коней и драгоценности. Местные жители считают ее праматерью людей и покровительницей этой территории. Сейчас мумия находится в музее Горно-Алтайска,построенном специально для нее.

Блок: 10/20 | Кол-во символов: 473
Источник: https://altapress.ru/amp/story/225429

2. Озера Кальджин-Коль и Кальджин-Коль-Бас

Крупнейшие водоемы на плато Укок соединены друг с другом водостоком. Имеют ледниковое происхождение,как и большинство водоемов на Укоке. У озер пологие берега,а вода прогревается до 20 градусов по Цельсию. Так что вполне можно искупаться.

Блок: 11/20 | Кол-во символов: 304
Источник: https://altapress.ru/amp/story/225429

3. Бертекская писаница

На скале Кызыл-Тас нашли уникальное скопление древних рисунков — петроглифов. Там высечено более 120 персонажей,самые старые рисунки относятся к каменному веку,а большая часть — к железному веку и скифскому времени. Много сцен охоты и разных животных — верблюдов,козерогов,волков,собак. Есть несколько ритуальных сцен,связанных с плодородием и продолжением рода.

Блок: 12/20 | Кол-во символов: 408
Источник: https://altapress.ru/amp/story/225429

4. Хребет Табын-Богдо-Ола и вершина Найрамдал

Хребет Табын-Богдо-Ола — горный массив,расположенный в месте схождения границ России,Монголии и Китая. Ледники,которые на нем находятся — самые большие на Алтае. Они питают крупнейшие реки региона — Катунь,Иртыш и Кобдо(течет в Монголии). По хребту проходит водораздел между бассейном рек Северного Ледовитого океана и бессточным бассейном котловин Центральной Азии(не имеет связи с Мировым океаном).

У массива пять вершин высотой более 4 тыс. метров. Самая высокая из них — гора Найрамдал(второе название Куйтэн-Уул). До середины XX века она считалась высшей точкой Алтая(на самом деле ею является гора Белуха). Узел считается священным у буддистов(алтайских,тувинских,монгольских и китайских народов). Здесь сходятся легенды о таинственной стране Беловодье.

Блок: 13/20 | Кол-во символов: 836
Источник: https://altapress.ru/amp/story/225429

5. Слияние рек Калгуты и Акалаха

Акалаха — крупнейшая река Укока,водосток для других рек. Место ее слияния с Калгутой красиво само по себе. Также здесь открывается вид на хребет Табын-Богдо-Ола. У слияния туристы часто разбивают лагерь,останавливаются на ночлег и рыбачат на хариуса.

Блок: 14/20 | Кол-во символов: 306
Источник: https://altapress.ru/amp/story/225429

6. Перевал Теплый ключ и Джумалинский источник

Плато Укок находится за перевалом Теплый ключ. Здесь находится наиболее проездная дорога на плоскогорье. А в начале перевала — Джумалинский источник. Это редкий термальный источник с содержанием радона,который никогда не замерзает. На нем установлены небольшие домики,где можно принять радоновые ванны. Там же есть простые деревянные домики для ночлега. На вершине перевала Теплый ключ — небольшое озеро.

Блок: 15/20 | Кол-во символов: 474
Источник: https://altapress.ru/amp/story/225429

7. Геоглифы Укока

На плато есть огромные геометрические рисунки,выполненные на поверхности земли. Их можно увидеть только с высоты. Чтобы получить такой рисунок,снимают верхний слой почвы. На поверхности оказываются более светлые слои,они и создают изображение. Когда и кем были сделаны геоглифы на Укоке,не известно. Рисунки напоминают грифонов — мифологических существ,которых почитали скифы. Открыл геоглифы Укока профессор АлтГУ Игорь Иванов.

Блок: 16/20 | Кол-во символов: 463
Источник: https://altapress.ru/amp/story/225429

Когда ехать на плато Укок?

Туристический сезон на плато Укок очень короткий — около одного месяца. Он начинается в конце июля и длится примерно до конца августа. Это связано с суровым климатом плоскогорья. 10 месяцев в году оно само и подъезды к нему завалены снегом. Но даже в короткое лето на Укоке посетить его удается не всем. Существует поверье,что плато «не пускает» тех,кто «не готов» на нем побывать. Случается,что погода портится,дороги размывает и автомобили не могут преодолеть перевал. Или того хуже — неожиданно выпадает снег.

Блок: 17/20 | Кол-во символов: 551
Источник: https://altapress.ru/amp/story/225429

Как получить пропуск на плато?

Для этого на портале госуслуг необходимо найти услугу «Выдача пропусков в пограничную зону»(предоставляет ФСБ), заполнить бланк заявления и отправить его электронной почтой в пограничное управление Республики Алтай с пометкой,что документ нужно переслать в Кош-Агач. При отправке сделайте контрольный звонок. Контакты Пограничного управления ФСБ России по Республике Алтай можно найти на его сайте. Пропуск будет действовать в течение года.

За нарушение правил въезда на приграничную территорию предусмотрен штраф 500−1000 рублей(ст 18.2 КоАП РФ).

Блок: 18/20 | Кол-во символов: 597
Источник: https://altapress.ru/amp/story/225429

Как доехать до плато Укок?

Нужно ехать по Чуйскому тракту до поселка Кош-Агач. Там асфальтированная часть пути закончится. От Кош-Агача следует двигаться по указателю в направлении поселка Беляши(Джазатор) — после моста через Чую направо. Дорога идет на юг через Чуйскую степь. Через 30 км будет погранзастава,где проверят пропуска. Далее будет одна дорога — вдоль реки Тархата. Через 40 км на развилке вам нужно будет повернуть направо,в сторону перевала Теплый ключ. Езжайте до Джумалинских источников,а дальше через перевал Теплый ключ. Преодолев его,вы окажетесь на плато Укок.

Блок: 19/20 | Кол-во символов: 592
Источник: https://altapress.ru/amp/story/225429

Что необходимо иметь,чтобы добраться до Укока?

Путешествие на Укок не из простых. В радиусе 100 км не будет ни больницы,ни скорой помощи,поэтому нужно быть уверенным в своем состоянии здоровья и выносливости организма.

Дорогу от Кош-Агача до Укока осилит только специально подготовленный внедорожник. Ехать туда на обычном автомобиле не стоит. Обязательно должен быть запас топлива и инструменты. Для тех,у кого нет специального транспорта,турбазы предлагают услугу — поездка и экскурсия на плато,джип-туры.

Ни в коем случае нельзя ехать на Укок в одиночку. Лучше отправляться небольшой компанией — так спокойнее и есть возможность оказать помощь друг другу в случае чего.

Жить на Укоке придется в палатках,турбаз там нет. Поэтому потребуется все базовое туристическое снаряжение. Разница дневных и ночных температур на плато достигает 40 градусов. Днем может быть далеко за 30 по Цельсию,а ночью до минус двух.

В рюкзак с личными вещами стоит положить:

  • пуховик или теплую куртку;
  • непромокаемую одежду(дождевик,куртку и брюки);
  • треккинговые ботинки; кроссовки;
  • теплый спортивный костюм и теплую шапочку;
  • футболки,шорты;
  • носки шерстяные и носки тонкие несколько пар;
  • кепку от солнца;
  • солнцезащитные очки и крем.

На «диком отдыхе» всегда пригодится фонарик,складной нож,спички,батарейки,предметы личной гигиены,личная аптечка.

Блок: 20/20 | Кол-во символов: 1367
Источник: https://altapress.ru/amp/story/225429
Кол-во блоков: 30 | Общее кол-во символов: 45369
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://www.culture.ru/materials/5442/lyudi-plato-ukok: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 20055 (44%)
  2. https://equesto.ru/blog/plato-ukok/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 705 (2%)
  3. https://altapress.ru/amp/story/225429: использовано 19 блоков из 20, кол-во символов 9591 (21%)
  4. http://www.ukok-tour.ru/index.php?cm=13: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 15018 (33%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.