Усть-Канская пещера является одним из наиболее важных археологических и природно-исторических памятников Алтая, относящихся к эпохе палеолита (начало каменного века). В настоящей момент она известна во всём мире благодаря уникальным открытиям, сделанным там несколькими экспедиционными группами археологов. В древности там обитали люди, а животные хранили свою добычу и приходили умирать, поэтому раскопки в пещере способствовали изучению вымерших представителей фауны и быта древнего человека эпохи палеолита.
Источник: http://gotoaltay.ru/altay/prirodnye-dostoprimechatelnosti/peshhery/ust-kanskaya-peshchera
Содержание
Физико-географическая характеристика
Пещера находится в 3,5 км восточнее села Усть-Кан на правом берегу реки Чарыш, вблизи тракта на Усть-Коксу на горе Белый камень. Пещера имеет 17 метров в длину и 12 в высоту. Входное отверстие пещеры располагается на высоте около 50 метров над землей и отлично видно с дороги «Усть-Кан — Усть-Кокса». От подножия горы до входного отверстия пещеры можно подняться по деревянным ступенькам. Усть-Канская пещера считается уникальным природным и историко-культурным памятником, благодаря сделанным здесь археологическим находкам.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%80%D0%B0
Где находится Усть-Канская пещера
Находится пещера на западе республики, в Усть-Канском районе, где протекает река Чарыш. Всего в 3-х километрах на юг от села Усть-Кан, по левую сторону от трассы, ведущей в сторону села Усть-Кокса. Пещеру называют Белый камень, потому что она расположена на крутом склоне скалы, сложенной из известняковых пород. Вход в нее хорошо виден с дороги и находится на высоте 54 м.
Он хорошо прогревается солнцем и оттуда открывается прекрасный вид на лежащую внизу живописную долину. В настоящее время тропа оборудована удобной деревянной лестницей с небольшими смотровыми площадками.
В сам грот можно заглянуть через решетку, которая перекрывает вход, попасть туда невозможно, так как раскопки еще не закончены и ученые надеются обнаружить еще много интересных находок. Безусловно, столь ценный культурный памятник должен быть сохранен от расхищения и вандализма. Однако совершить пешую экскурсию к пещере и насладиться живописным видом с высоко расположенных смотровых площадок, несомненно, во время путешествия по Алтаю будет очень интересно.
Источник: http://gotoaltay.ru/altay/prirodnye-dostoprimechatelnosti/peshhery/ust-kanskaya-peshchera
Туристское значение
Усть-Канская — стоянка древнего человека, неандертальца, с сохранившимся культурным слоем, позволяет реконструировать палеогеографическую обстановку четвертичного периода и условия жизнедеятельности человека в эпоху палеолита. Пещера считается уникальным природным и историко-культурным памятником, благодаря сделанным здесь археологическим находкам.
Источник: https://www.vtourisme.com/altaj/bogatstva-altaya/peshchery/1331-ust-kanskaya-peshchera
Легенды и мифы об Усть-Канской пещере
По Алтайской легенде в этой пещере жили наполовину люди, наполовину звери, оборотни, которые по-алтайски называются алмысы. Легенды об алмысах существует в мифологии большинства тюркских народов. Кто-то говорит о схожести алмысов с циклопами, другие утверждают, что алмысы похожи на йети. До нас дошли образы алмыса, изображённого в виде одноглазого оборотня-демона. Он связан с определёнными атрибутами: гребнем, монетой и книгой магии.
Алмысы выходили из своего жилища, чтобы напасть на селения людей или уничтожить скот, а в остальное время обитали в этой пещере. Но люди победили алмысов, выжившие женщины-оборотни стали прекрасными девушками и вышли замуж за людей. По легенде, именно так возник один из древних алтайских родов – Алмыт. Их родовой знак, тамгу – гребень в монете. Отсюда и название пещеры на алтайском языке: Алмыс-Туу Боом, то есть Гора Алмысов. Хотя, по версии некоторых авторитетных ученых-исследователей культуры алтайских народов, приписывать происхождение легенд об алмысах алтайским сказаниям не стоит, в древних алтайских эпосах их не было, но был культ пещер и живущих в них духах, следовательно, легенды возникли уже позже.
Источник: http://gotoaltay.ru/altay/prirodnye-dostoprimechatelnosti/peshhery/ust-kanskaya-peshchera
Находки
Раскопки под рук. С.И. Руденко дали коллекцию фауны (1700 костей и их фрагментов), принадлежащей крупным млекопитающим, грызунам и птицам. Выделено 17 видов из отрядов хищных, непарнокопытных, парнокопытных, зайцеобразных и грызунов, а также 12 видов птиц.
«Хищные представлены шестью видами, из которых по крайней мере один — пещерная гиена — вымерший. Остальные — лисица, волк, бурый медведь, барсук и горностай — водятся на Алтае и в настоящее время. Зайцеобразные представлены только одним очень мелким видом зайца-толая.
Из грызунов обнаружены остатки длиннохвостого суслика, алтайского сурка и какой-то полевки, определенной по одной бедренной косточке.
Непарнокопытные — вымерший волосатый носорог, лошадь и кулан, еще уцелевшие местами в Монголии и Тибете, — свидетельствуют о наличии в районе в период заселения пещеры человеком приречных зарослей и открытых пространств степей.
Основную массу остатков составляют парнокопытные. Их по крайней мере четыре вида: газель, близкая к дзерену, крупный баран типа архара, винторогая антилопа и як. В настоящее время дзерен живет несколько восточнее, ареал архара захватывает и сейчас этот район, винторогая антилопа вымерла вовсе, а дикий як уцелел лишь в Тибете.
Куриные представлены четырьмя видами, водоплавающие — пятью, из них часть пролетных».
С.И. Руденко отметил сочетание в одном орудийном комплексе архаичных по форме каменных изделий с грубой обработкой поверхности и орудий сравнительно меньших размеров с более тщательной отделкой. Он датировал стоянку теплой, сухой фазой верхнего плейстоцена, предшествовавшей последнему оледенению Алтая.
Для того времени это была древнейшая стоянка эпохи палеолита в Северной Азии. Позже эти материалы были пересмотрены в работе Н.К. Анисюткина и С.Н. Астахова.
Культурные остатки залегают в многослойных пещерных отложениях, мощность которых достигает 2 м. Большая часть материалов относится к периоду 300—30 тыс. лет назад (мустьерское время), часть — 14—10 тыс. лет назад (поздний палеолит).
Каменную индустрию пещеры составляют три компонента: позднепалеолитический, включающий долотовидные орудия, резцы, ретушированные пластины, скребки; слой с признаками переходного периода, где преобладают леваллуазские изделия(полученные скалыванием качественных отщепов кремня со специально подготовленной предварительными сколами заготовки), скрёбла, ретушированные отщепы, встречаются зубчато-выемчатые формы.
Несмотря на сухость пещеры и относительно хорошую сохранность большинства костей, С.И. Руденко не нашёл ни остатков дерева, ни углей. Отсюда он заключил, что она служила временным убежищем охотников и притом, по всей вероятности, в летнее время. Охота была основным занятием обитателей пещеры.
Источник: https://www.vtourisme.com/altaj/bogatstva-altaya/peshchery/1331-ust-kanskaya-peshchera
Как добраться
Все дороги в Горный Алтай идут через город Бийск, поэтому описание будет от этого города. Маршрут выглядит следующим образом:
Бийск → Сростки → Майма → Манжерок → Усть-Сема → Шебалино → Семинский перевал → Нефтебаза → Усть-Кан → Пещера Усть-Канская
Расстояние от Бийска примерно 366 км.
GPS-координаты: 50.91193, 84.813842
В Бийске после моста через Бию проезжаем прямо, никуда не сворачивая. За Бийском начнется историческая часть Чуйского тракта. Дорога — отличный асфальт, причем сразу за Бийском идет
4-х
полосная дорога. Правда не долго, через 20 км станет обычная двухполосная, но по прежнему отличного качества. Примерно через 150 км после Бийска перед селом Усть-Сема будет развилка. Уходим по главной направо по трассе М-52 на Ташанту. Переезжаем через Катунь по новому мосту. Поднимаемся на Семинский перевал. Хотя это самый высокий перевал на Чуйском тракте, технически он не сложный, спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. Покрытие на перевале, как и на всем Чуйском тракте — отличный асфальт.После спуска с Семинского будет развилка. Чуйский тракт уходит прямо. Нам нужно направо по указателям на Усть-Кокса и Усть-Кан.
Источник: http://WelcometoAltai.ru/attractions/peshhera_ust-kanskaja/
Современный взгляд
В 2006 году при проведении стационарных комплексных исследований в Усть-Канском районе отрядом экспедиции Института археологии и этнографии СО РАН, возглавляемой академиком А.П. Деревянко, выдвинуто следующее предположение.
Интенсивность заселения Усть-Канской пещеры (54 м над современным урезом воды) приходится на эпоху так называемого ранневюрмского (ермаковского) оледенения — 100-50 тысяч лет назад. В это время Усть-Канскую котловину и нижнюю часть её склонов заполняло подпрудно-ледниковое озеро. И человек жил в пещерах на горных склонах над подпрудными озёрами и ледниками.
После спуска подпрудного озера освободились склоны и значительная часть днища котловин. В период 50—24 тыс. лет назад (т.н. каргинское время) здесь были более лучшие условия существования для древнего человека.
Оптимальные условия для расселения по днищу котловины существовавшие в это время сменились несколько более суровыми условиями 23–10 тысяч лет (т.н. сартанское время).
Однако, оледенением была захвачена только зона гольцов и подпрудного озера в это время не было. Озёра существовали в виде остаточных водоёмов, и не исчезают, до сей поры. Необходимость для древнего человека подниматься в высокие пещеры и селится там, в эти периоды отпала.
Это объясняет резкую «потерю интереса» к расселению в верхних слоях Усть-Канской пещеры и малочисленности находок.
Источник: https://www.vtourisme.com/altaj/bogatstva-altaya/peshchery/1331-ust-kanskaya-peshchera
История
В 1954 году впервые обратил внимание на Усть-Канскую пещеру С.И. Руденко при проезде с р. Урсул, где работал основной отряд Горноалтайской археологической экспедиции, в с. Катанду, к катандинскому отряду.
8 и 12 июля 1954 года рекогносцировочная разведка с заложением небольшого шурфа, проведенная в этой пещере по его поручению И. М. Павлюченко, дала благоприятные результаты.
При первом посещении 8 июля почти на поверхности в пещере было обнаружено несколько каменных отщепов.
При разведке 12 июля на расстоянии 5 м от входа в пещере заложили шурф площадью 1 м2 на глубину 0,5 м. Культурный слой начинался на глубине 5—10 см от поверхности. В рыхлом, с камнями и щебенкой грунте найдено несколько отщепов и пластин, скребло и нуклевидное рубящее орудие, а также мелкие осколки костей животных.
В конце июля для раскопок в пещере С.И. Руденко направил отряд во главе с И. М. Павлюченко.
С 5 по 9 сентября раскопки продолжил С.И. Руденко.
После удаления со дна пещеры слоя птичьего помета (голубиного) ее площадь разбили на квадраты и пронивелировали, после чего приступили к раскопкам…
Широкая публикация материалов раскопок в своё время сделала Усть-Канскую пещеру хрестоматийным объектом по палеолиту Евразии. Автор открытия отметил особую архаичность каменного инвентаря, но по ряду причин не смог доказать мустьерский возраст стоянки, и она вошла в историю как самый ранний из позднепалеолитических памятников Алтая.
В 1970 году накопленные данные по раннепалеолитическим памятникам в Северной и Центральной Азии побудили Н.К. Анисюткина и C.Н. Астахова вновь вернуться к изучению Усть-Канской пещеры: производились зачистки стен прошлых раскопов, закладывались новые шурфы в отложениях пещеры, пересматривался возраст коллекции из раскопа 1954 г.
В 1979 году стратиграфию памятника изучали геологи С.М. Цейтлин и В.А. Панычев. Они уточнили разрезы пещеры и выделили до десятка слоев осадочных отложений.
Исследования Усть-Канской пещеры проводили В.Т. Петрин, А.Н. Зенин, Л.М. Чевалков (1998, 1999-2007).
С 1999 году в пещере начались исследования, организованные группой ученых из Института археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск) и НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова под общим руководством академика А.П. Деревянко. Обнаруженные культурные слои дали каменные артефакты, фаунистические остатки, зольные пятна, угольки и т.д.
В 2000 году было проведено комплексное исследование отрядом А.В. Постнова. Участие в его работе приняли представители различных научных дисциплин. Коллекция остатков позвоночных раскопок, полученная в результате исследований, (4905 определимых фрагментов) дополнила список видов Усть-Канской пещеры редкостными представителями фауны Алтая.
Источник: https://www.vtourisme.com/altaj/bogatstva-altaya/peshchery/1331-ust-kanskaya-peshchera
Разное
Никаких легенд, связанных с этой пещерой, в прошлом не было. Истории о полулюдях-полузверях — алмысах, которые якобы жили здесь в пещере, никоим образом не может быть приписана прошлым сказаниям алтайцев.
Алмысы у телеутов — покрытые шерстью люди, которые, по преданиям, когда-то жили на Алтае. А Радлов Василий Васильевич в словаре тюркских наречий определяет алмыса — как злого духа, служителя Эрлика.
В сочинениях авторитетных исследователей культуры алтайцев — Вербицкого Василия Ивановича, Потанина Григория Николаевича, Анохина Андрея Викторовича, никаких легенд про алмысов нет.
А вот что написал по поводу пещер Потапов Леонид Павлович: «Культ пещер в сущности является отражением культа богини Земли. Сама пещера первоначально мыслилась, как чрево матери-Земли, свидетельством чего являются, в частности, сохранившиеся до нашего времени названия отдельных пещер «эхын умай», т. е. «материнское чрево»… Г. Мэнэс… указывает на представление о горном ущелье, как материнском чреве, распространенное… также у алтайцев…».
Следует также отметить некорректную ссылку на мифологический словарь некоторых авторов. Алтайские албасты (не алмысы!!!) — злые демоны, связанные с водной стихией.
А хозяев скал или пещер алтайцы в XIX веке, что отмечал Г. Н. Потанин, называли ээлю.
Скорее всего, что легенды о проживании в Усть-Канской пещере алмысов придумали в постсоветское время для туристов и путеводителей.
Источники
1. Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю 1910—1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Ленинград, 1924; 2. Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. Второе издание. Т. 1. — М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 58. 3. Очерки северо-западной Монголии. Результаты путешествия, исполненного в 1879 году по поручению Императорского Русского Географического Общества членом-сотрудником оного Г. Н. Потаниным. Выпуск IV. Материалы этнографические, с 26-ю таблицами рисунков. С. -Петербург, 1883. 4. Постнов А.В. Комплексные исследования Усть-Канской пещеры: методический аспект// В сборнике: Культуры и народы Западной Сибири в контексте междисциплинарного изучения. Сборник музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского. Томский государственный университет; Томск, 2005. С. 157-165; 5. Постнов А.В., Зольников И.Д., Гуськов С.А. Проблемы реконструкции среды обитания древнего человека на территории Усть-Канской и Ябоганской котловин в позднем неоплейстоцене // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2006. Т. XII. № 1. С. 224-229; 6. Руденко С.И. Усть-Канская палеолитическая стоянка // Материалы и исследования по археологии СССР, № 79. Палеолит и неолит СССР, Том 4, под ред. А.П.Окладникова. Изд-во АН СССР, М-Л, 1960. С.104-125; 7. Чевалков Л.М. Усть-Канская пещера // Республика Алтай. Краткая энциклопедия. Новосибирск: Арта.-2012.
© Материал подготовил Е.Гаврилов, 22 ноября 2016 года. Ссылка на сайт обязательна!
Источник: https://www.vtourisme.com/altaj/bogatstva-altaya/peshchery/1331-ust-kanskaya-peshchera
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%80%D0%B0: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 564 (3%)
- https://www.vtourisme.com/altaj/bogatstva-altaya/peshchery/1331-ust-kanskaya-peshchera: использовано 7 блоков из 8, кол-во символов 11900 (66%)
- http://gotoaltay.ru/altay/prirodnye-dostoprimechatelnosti/peshhery/ust-kanskaya-peshchera: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 4240 (24%)
- http://WelcometoAltai.ru/attractions/peshhera_ust-kanskaja/: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 1198 (7%)