Численность населения Республики Бурятия по данным Росстата составляет 983 273 чел. (2019). Плотность населения — 2,80 чел./км2 (2019). Городское население — 59,09 % (2018).
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B8
Содержание
История
Народ образовался и освоился в районе озера Байкал, где сегодня расположена этническая Бурятия. Ранее территория носила название Баргуджин-Токум. Предки этого народа курыканы и байырку начали осваивать земли по обе стороны Байкала, начиная с 6 века. Первые заняли Предбайкалье, вторые заселили земли к востоку от Байкала. Постепенно, начиная с 10 века эти этнические общности начали взаимодействовать более тесно друг с другом и к периоду создания Монгольской империи образовали единую этническую группу под названием баргуты. В конце 13 века по причине междоусобных войн баргутам пришлось покинуть свои земли и уйти в Западную Монголию, в 15 веке они перешли в Южную Монголию и стали частью юншиэбуского тумена монголов. На свою родину баргу-буряты вернулись только в 14 веке, после того, как часть восточных монголов двинулась на запад к землям ойратов. Позже на них стали нападать халхи и ойраты, в результате часть баргу-бурят оказалась под влиянием халхаских ханов, часть вошла в состав ойратов. В этот период началось завоевание бурятских земель Русским государством.
Буряты подразделяются на этнические группы:
- сартулы
- узоны
- забайкальские буряты («черные мунгалы» или «братские ясашные Турукая табуна»)
- шошолоки
- коринцы и батуринцы
- шарануты
- табангуты
- сэгэнуты
- корчины
- икинаты
- хонгодоры
- булагаты
- готолы
- ашибагаты
- эхириты
- куркуты
- хатагины
- тэртэ
- алагуй
- шараиты
- шуртосы
- атаганы
Все они населяли территории этнической Бурятии в 17 веке. В конце 17 и начале 18 века из других регионов Внутренней Азии к ним переселилась этническая группа сонголы.
Со второй половины 17 по начало 20 века существовали этнотерриториальные группы бурят, которые также подразделялись в зависимости от места проживания.
баргуты (буряты) Цинской империи:
- старые баргуты или чипчин
- новые баргуты
забайкальские буряты, проживающие в Забайкальской области:
- хоринские
- баргузинские
- агинские
- селенгинские
иркутские буряты, проживающие в Иркутской области:
- закаменские
- аларские
- окинские
- балаганские или унгинские
- кудинские
- идинские
- ольхонские
- верхоленские
- нижнеудинские
- кударинские
- тункинские
Источник: https://travelask.ru/articles/buryaty-drevneyshiy-narod-baykala
КНИГИ О БУРЯТАХ
Бардаханова С.С., Соктоев А.Б. Система жанров бурятского фольклора. — Улан-Удэ: Бурятский институт общественных наук СО АН СССР, 1992.
Буряты / Под ред. Л.Л. Абаевой и Н.Л. Жуковской. — М.: Наука, 2004.
Буряты // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007.
Буряты // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010.
Буряты // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р.Г. Рафиков; редкол.: В.П. Кривоногов, Р.Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008.
Дондокова Л.Ю. Статус женщины в традиционном обществе бурят (вторая половина 19 — начало 20 в.): монография. — Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2008.
Дугаров Д.С., Неклюдов С.Ю. Исторические корни белого шаманства: На материале обрядового фольклора бурят. — М.: Наука, 1991.
Жамбалова С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят (XIX—XX вв.). — Новосибирск: Наука, 2000.
Залкинд Е.М. Общественный строй бурят в XVIII — первой половине XIX в.. — М.: Наука, 1970.
Историко-культурный атлас Бурятии. / Науч. ред. Н.Л. Жуковская. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2001.
Народы России: живописный альбом. — С-Пб.: типография Товарищества «Общественная Польза», 1877.
Нимаев Д.Д. Начало формирования этнического ядра бурят // Буряты. Серия: Народы и культуры. — М.: Наука, 2004.
Окладников А.П. Очерки из истории западных бурят-монголов (XVII -XVIII вв.). — Улан-Удэ, 2014.
Ханхараев В.С. Буряты в XVII—XVIII вв. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000.
Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные, как источники по истории бурят / Под ред. Б.В. Базарова, И. Д. Бураева. — Улан-Удэ: Республиканская типография, 2001.
Источник: https://www.rushrono.ru/people_buryaty.html
Это интересно: Природа Бурятии: описываем во всех подробностях
Где живут
Сегодня буряты населяют земли, где исконно проживали их предки: Республику Бурятия, Забайкальский край России, Иркутскую область и округ Хулун-Буир, расположенный в автономном районе Внутренней Монголии Китайской Народной Республики. В странах, где проживают буряты, они считаются отдельной самостоятельной национальностью или одной из этнических групп монголов. На территории Монголии буряты и баргуты поделены на разные этнические группы.
Источник: https://travelask.ru/articles/buryaty-drevneyshiy-narod-baykala
Зачем «идут» в эвенки?
Перед людьми, получившими справку о принадлежности к КМНС, открывается доступ к промыслам, которые доступны только аборигенным народностям. Например, им можно ловить байкальского омуля, что запрещено делать с 2017 года. В управлении Росрыболовства республики подтверждают, что причины ажиотажа на квоты малочисленных коренных народов Севера кроются исключительно в коммерческих интересах. Число общин КМНС Бурятии неуклонно растёт, а определить действительную принадлежность лиц к этносу невозможно.
Председатель национально-культурной автономии эвенков в Бурятии Мария Бадмаева рассказала, что в Северо-Байкальском районе, где ловят омуль, были такие случаи: люди находят среди знакомых дедушек, бабушек эвенков, договариваются каким-то образом и меняют свою национальность ради права рыбачить.
«Чтобы записаться в эвенки, достаточно двух свидетелей, которые подтвердят факт вашей принадлежности к этносу — например, докажут своё родство с вами. В поисках доказательств люди ходят по загсам, судам и даже музеям», — поясняет Бадмаева.
«Так выходит, потому что нет установленного порядка отнесения к малочисленным народам. А появится он после вступления в силу закона, проект которого сейчас разрабатывают», — уверен Владимир Аюшев.
Речь идёт о законопроекте «О внесении изменения в Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», более известный как закон о реестре КМН. Простыми словами: в стране хотят создать единую базу данных, где будут учитывать представителей коренных народов. Авторы документа считают, что это позволит решить вопрос идентификации для людей, относящихся к этой категории.
Источник: https://bur.aif.ru/society/persona/nemalochislennye_narody_pochemu_zhiteli_buryatii_menyayut_nacionalnost
Численность населения
Численность населения | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
1923 | 1924 | 1926 | 1928 | 1932 | 1933 | 1934 |
349 800 | ↗354 300 | ↗388 900 | ↗389 200 | ↗416 700 | ↘415 200 | ↘411 800 |
1935 | 1936 | 1937 | 1938 | 1939 | 1940 | 1941 |
↗423 600 | ↗471 100 | ↗499 900 | ↗517 600 | ↗545 766 | ↗552 800 | ↗575 400 |
1945 | 1946 | 1947 | 1949 | 1950 | 1951 | 1952 |
↘516 500 | ↗523 300 | ↗545 900 | ↗560 900 | ↘555 800 | ↗569 300 | ↗572 700 |
1953 | 1954 | 1955 | 1956 | 1957 | 1958 | 1959 |
↗593 700 | ↗611 600 | ↗624 700 | ↗641 000 | ↗650 700 | ↗660 000 | ↗673 326 |
1960 | 1961 | 1962 | 1963 | 1964 | 1965 | 1966 |
↗697 800 | ↗711 900 | ↗730 300 | ↗740 800 | ↗756 200 | ↗767 100 | ↗776 900 |
1967 | 1968 | 1969 | 1970 | 1971 | 1972 | 1973 |
↗786 700 | ↗797 300 | ↗804 300 | ↗812 251 | ↗815 800 | ↗824 500 | ↗831 100 |
1974 | 1975 | 1976 | 1977 | 1978 | 1979 | 1980 |
↗837 500 | ↗847 100 | ↗859 300 | ↗873 200 | ↗888 400 | ↗900 812 | ↗913 200 |
1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 | 1986 | 1987 |
↗922 000 | ↗940 500 | ↗957 400 | ↗970 700 | ↗984 600 | ↗997 900 | ↗1 012 900 |
1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 |
↗1 027 100 | ↗1 041 119 | ↗1 048 063 | ↗1 052 038 | ↘1 052 030 | ↘1 046 176 | ↘1 039 946 |
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
↘1 037 366 | ↘1 033 258 | ↘1 028 533 | ↘1 020 468 | ↘1 013 433 | ↘1 004 808 | ↘996 912 |
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
↘981 238 | ↘979 605 | ↘974 267 | ↘969 146 | ↘963 275 | ↘959 985 | ↘959 892 |
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
↗960 742 | ↗972 021 | ↘971 538 | ↘971 391 | ↗971 810 | ↗973 860 | ↗978 495 |
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |||
↗982 284 | ↗984 134 | ↗984 511 | ↘983 273 |
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B8
Демография
Рождаемость (число родившихся на 1000 человек населения) | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1970 | 1975 | 1980 | 1985 | 1990 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
18,1 | ↗20,8 | ↗21,6 | ↗24,1 | ↘18,2 | ↘11,7 | ↘11,6 | ↘11,0 | ↗11,3 |
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
↘11,0 | ↗11,3 | ↗11,4 | ↗12,6 | ↗13,5 | ↗13,8 | ↗14,0 | ↗14,8 | ↗16,1 |
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | ||
↗17,0 | ↗17,4 | ↘17,0 | ↘16,9 | ↗17,4 | ↗17,6 | ↘17,5 |
Смертность (число умерших на 1000 человек населения) | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1970 | 1975 | 1980 | 1985 | 1990 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
7,7 | ↗8,9 | ↗9,5 | ↗9,6 | ↘9,1 | ↗12,0 | ↘11,8 | ↘11,6 | ↘11,0 |
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
↗12,6 | ↗12,7 | ↗13,5 | ↗14,1 | ↗15,4 | ↘15,3 | ↗15,7 | ↘14,5 | ↘13,3 |
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | ||
↗13,5 | ↘13,0 | ↘12,7 | ↘12,6 | ↘12,4 | ↘11,8 | ↘11,5 |
Естественный прирост населения (на 1000 человек населения, знак (-) означает естественную убыль населения) |
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1970 | 1975 | 1980 | 1985 | 1990 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
10,4 | ↗11,9 | ↗12,1 | ↗14,5 | ↘9,1 | ↘-0,3 | ↗-0,2 | ↘-0,6 | ↗0,3 |
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
↘-1,6 | ↗-1,4 | ↘-2,1 | ↗-1,5 | ↘-1,9 | ↗-1,5 | ↘-1,7 | ↗0,3 | ↗2,8 |
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | ||
↗3,5 | ↗4,4 | ↘4,3 | →4,3 | ↗5,0 | ↗5,8 | ↗6,0 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет) | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
67,0 | ↘66,8 | ↘65,7 | ↘62,9 | ↘61,4 | ↗62,9 | ↗63,3 | ↗64,0 | ↗64,9 |
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
↘62,7 | →62,7 | ↘62,0 | ↘61,3 | ↘60,9 | ↗61,1 | ↘60,9 | ↗62,4 | ↗64,2 |
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |||
↗64,4 | ↗65,3 | ↗66,1 | →66,1 | ↗66,8 | ↗67,7 |
Соотношение мужчин и женщин (данные Росстат)
Год | Количество женщин на 1000 мужчин |
---|---|
2005 | 1106 |
2010 | 1102 |
2011 | 1103 |
2012 | 1103 |
2013 | 1101 |
2014 | 1100 |
2015 | 1100 |
2016 | 1099 |
2017 | 1098 |
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B8
Палка о двух концах
У нового законопроекта есть и противники. Например, председатель национально-культурной автономии эвенков в Бурятии Мария Бадмаева уверена, что он не решит проблем КМНС, а скорее всего, усугубит их.
«Насколько мне известно, в этот реестр не будут вписывать тех, кто живёт в городе, а возьмут только обитателей территорий традиционного природопользования. А как же эвенки, которые работают и живут в Улан-Удэ, — например, учительница родного языка?» — возмущается председатель.
Кроме этого, если верить представителям федерального агентства по вопросам национальностей, вносить фамилии в этот реестр будут по заявкам граждан.
«Нам сказали, что всё будет носить заявительный характер. Нужно будет просто прийти в многофункциональный центр и сказать: «Вот я и мои дети. Мы эвенки», и нас якобы сразу внесут в список. Но ведь это палка о двух концах. Кто угодно может прийти и «заявиться» в сойоты или эвенки, — рассуждает Мария Бадмаева. — В итоге ничего не изменится».
Источник: https://bur.aif.ru/society/persona/nemalochislennye_narody_pochemu_zhiteli_buryatii_menyayut_nacionalnost
Название
До сегодняшнего дня происхождение этнонима «буряад» спорно и до конца не выяснено. Впервые он упоминается в «Сокровенном сказании монголов» 1240 года, второй раз этот термин был упомянут только в конце 19 века. Существует несколько версий этимологии этнонима:
- от выражения буру халядг (смотрящий в сторону, сторонний).
- от слова бар (тигр);
- от слова буриха (уклоняться);
- от слова бури (заросли);
- от этнонима курыкан (курикан);
- от слова бу (древний и старый) и слова ойрот (лесные народы). В целом два этих слова переводятся как коренные (древние) лесные народы.
- от слова хакасского происхождения пыраат, которое восходит к термину бури (волк) или бури-ата (волк отец). Многие древние бурятские народы почитали волка и считали это животное своим прародителем. Звук «б» в хакасском языке произносится как «п». Под этим названием о предках бурят, проживавших к востоку от хакасов, узнали русские казаки. Позже слово «пыраат» подверглось трансформации в слово «брат». Монголоязычное население, проживающее на территории России, стали называть браты, брацкие мунгалы и братские люди. Постепенно название было принято хори-бурятами, булагатами, хондогорами и эхиритами как общее самоназвание «буряад».
Источник: https://travelask.ru/articles/buryaty-drevneyshiy-narod-baykala
Комментарий
Член думского комитета РФ по делам национальностей Григорий Ледков:
«В первую очередь законопроект о реестре коренных малочисленных народов должен обеспечить особый статус коренных в глазах представителей любых надзорных органов. Важно, чтобы любой представитель КМНС мог заниматься привычной деятельностью на своих родовых территориях и никто не мог при этом обвинить его в браконьерстве или незаконном предпринимательстве.
Выписка из такого реестра и будет подтверждать право гражданина на получение социальных и экономических льгот, предусмотренных законами».
Оставить комментарий (0)
Также вам может быть интересно
Источник: https://bur.aif.ru/society/persona/nemalochislennye_narody_pochemu_zhiteli_buryatii_menyayut_nacionalnost
Религия
На вероисповедании бурятов отразилось влияние монгольских племен и период Российской государственности. Изначально, как и многие монгольские племена, буряты исповедовали шаманизм. Этот комплекс верований еще называют пантеизм и тенгрианство, а монголы в свою очередь называли его хара шашын, что переводится черная вера.
В конце 16 века в Бурятии стал распространяться буддизм, а с 18 века стало активно развиваться христианство. Сегодня на территории проживания бурят существуют все эти три религии.
Шаманизм
Буряты всегда особенно относились к природе, что отразилось и на их древнейшей вере — шаманизме. Они почитали небо, считали его верховным божеством и называли Вечное Синее Небо (Хухэ Мунхэ Тэнгри). Природу и ее силы — воду, огонь, воздух и солнце они считали одушевленными. Ритуалы проводили на открытом воздухе у определенных объектов. Считалось, что так можно достичь единства между человеком и силами воздуха, воды и огня. Ритуальны праздники в шаманизме называются тайлаганы, их проводили недалеко от озера Байкал, в местах, которые особо почитались. Буряты воздействовали на духов через жертвоприношение и соблюдение особых традиций и правил.
Шаманы были особой кастой, в них сочеталось сразу несколько характеристик: сказители, целители и манипулирующие сознанием психологи. Стать шаманом мог только человек с шаманскими корнями. Их обряды очень впечатляли, иногда посмотреть на них собиралось большое количество людей, до нескольких тысяч. Когда в Бурятии начали распространяться христианство и буддизм, шаманизм стал притесняться. Но эта древняя вера глубоко залегла в основу мироощущения бурятского народа и не может быть полностью уничтожена. По сей день сохранились многие традиции шаманизма, а духовные памятники и сакральные места являются важной частью культурного наследия бурят.
Буддизм
Буряты, проживающие на восточном берегу, начали исповедовать буддизм под влиянием живущих по соседству монголов. В 17 веке в Бурятии появилась одна из форм буддизма — ламаизм. Буряты привнесли в ламаизм атрибуты древней веры шаманизма: одухотворение природы и природных сил, почитание духов-хранителей. Постепенно в Бурятию пришла культура Монголии и Тибета. На территорию Забайкалья были привезены представители этой веры, которые назывались ламы, открылись буддийские монастыри, школы, развивалось прикладное искусство и выпускались книги. В 1741 году императрица Елизавета Петровна подписала указ, который признал ламаизм одной из официальных религий на территории Российской империи. Был официально утвержден штат из 150 лам, которых освободили от уплаты налогов. Дацаны стали в Бурятии центром развития тибетской медицины, философии и литературы. После революции 1917 года все это прекратило свое существование, дацаны разрушили и закрыли, лам репрессировали. Возрождение буддизма снова началось только в конце 1990-х годов, и сегодня Бурятия является центром буддизма в России.
Христианство
В 1721 году в Бурятии была создана Иркутская епархия, с которой началось развитие христианства в республике. У западных бурят стали распространены такие праздники, как Пасха, Ильин день, Рождество. Христианству в Бурятии сильно препятствовала приверженность населения к шаманизму и буддизму. Российские власти решили повлиять на мировоззрение бурят посредством православия, началось строительство монастырей, власти использовали и такой метод, как избавление от налогов при условии принятия православной веры. Браки между русскими и бурятами начали поощряться, и уже в начале 20 века из всего населения бурят 10% были метисами. Все усилия властей не прошли даром и в конце 20 века было уже 85 000 православных бурят, но с началом революции 1917 года христианская миссия была ликвидирована. Деятели церквей, особенно самые активные, были сосланы в лагеря или расстреляны. После Второй мировой войны некоторые православные храмы были возрождены, но официально православная церковь была признана в Бурятии только в 1994 году.
Источник: https://travelask.ru/articles/buryaty-drevneyshiy-narod-baykala
Язык
В результате эпохи глобализации в 2002 году бурятский язык был занесен в Красную книгу как вымирающий. В отличие от других монгольских языков, бурятский имеет ряд фонетических особенностей и делится на группы:
- западнобурятская
- восточнобурятская
- старобаргутский
- новобаргутский
и диалектные группы:
- аларо-туникская, распространена к западу от озера Байкал и делится на несколько диалектов: унгинский, аларский, закаменский и тункино-окинский;
- нижнеудинская, этот диалект распространен на западных территориях проживания бурят;
- хоринская, распространена к востоку от озера Байкал, говорит на ней большинство бурят, проживающих в Монголии, и группа бурят в Китае. Делится на диалекты: североселенгинский, агинский, тугнуйский и хоринский;
- селегинская, распространена на юге Бурятии и делится на диалекты: сартульский, хамниганский и сонгольский;
- эхирит-булагатская группа преобладает в Усть-Ордынском округе и территориях Прибайкалья. Диалекты: баргузинский, боханский, эхит-булагатский, байкало-кударинский и ольхонский.
Буряты пользовались старомонгольской письменностью до середины 1930-х годов. В 1905 году ламой Агваном Доржиевым была разработана письменность под названием вагиндра. Стоит отметить, что буряты являются единственным коренным народом Сибири, который владеет литературными памятниками и основал собственные исторические письменные источники. Они получили название бурятские летописи и были написаны в основном в 19 веке. Буддийские наставники и священнослужители после себя оставили богатое духовное наследие, свои труды, переводы по буддийской философии, тантрическим практикам, истории и тибетской медицине. Во многих дацанах Бурятии были типографии, в которых ксилографическим способом печатались книги.
Источник: https://travelask.ru/articles/buryaty-drevneyshiy-narod-baykala
Жилище
Традиционным жилищем бурят является юрта, которую многие монгольские народы называют гэр. У этого народа были переносные юрты, сделанные из войлока, и юрты из дерева, которые строились на одном месте.
Деревянные жилища изготавливались из бревен или сруба, были 6-ти или 8-ми угольными, без окон. В крыше было отверстие больших размеров, предназначенное для освещения и выхода дыма. Крышу жилища устанавливали на 4 столбах, которые называются тэнги, на потолок укладывали большие куски коры хвойных пород внутренней стороной вниз. Сверху накладывали ровные куски дерна.
Дверь в юрту всегда устанавливалась на южной стороне. Внутри помещение делилось на две половины: правая была мужской, левая женской. По правую сторону юрты, принадлежавшей мужчине, на стене висели лук, стрелы, сабля, ружье, сбруя и седло. На левой стороне были расположены кухонные принадлежности. Посередине жилища расположен очаг, вдоль стен стояли лавки. По левую сторону стояли сундуки и стол для гостей. На против входа была полка с онгонами и бухранами — буддийскими скульптурами. Перед жилищем буряты устанавливали коновязь (сэргэ), которая была выполнена в виде столба с орнаментом.
Переносные юрты обладают небольшим весом, их легко собирать и разбирать, благодаря конструкции. Это было очень важно для кочевых бурят, которые переходили с места на место в поисках пастбищ. В зимний период в очаге разводили огонь для отопления жилья, летом его использовали в качестве холодильника. Решетчатый остов переносной юрты покрывали войлоком, пропитанным для дезинфекции смесью соли, табака или кислого молока. Сидели буряты вокруг очага на стеганом войлоке.
В 19 веке богатые буряты начали строить избы, которые заимствовали у русских переселенцев. Но в таких избах сохранялось все убранство элементов национального жилища бурят.
Источник: https://travelask.ru/articles/buryaty-drevneyshiy-narod-baykala
Еда
В кухне бурят всегда важное место занимали продукты животного и животно-растительного происхождения. Заготавливали впрок кислое молоко (курунга) особой закваски и сушеную спрессованную творожистую массу. Пили буряты зеленый чай с молоком, в который добавляли соль, сало или масло, готовили алкогольный напиток из перегонки курунги.
В бурятской кухне значительное место занимает рыба, травы, специи и ягоды земляника и черемуха. Очень популярное блюдо национальной кухни — копченый байкальский омуль. Символом бурятской кухни является бууза, которое русские называют позы.
Источник: https://travelask.ru/articles/buryaty-drevneyshiy-narod-baykala
Характер
По характеру буряты отличаются скрытностью, обычно они миролюбивые и кроткие, но мстительные и злые, если их оскорбить. Сострадательны по отношению к родственникам и никогда не отказывают беднякам в помощи. Несмотря на грубость внешнюю, любовь, справедливость и честность к ближнему у бурят очень развита.
Источник: https://travelask.ru/articles/buryaty-drevneyshiy-narod-baykala
Внешность
Цвет кожи бурят коричнево-бронзовый, лицо плоское и широкое, нос приплюснутый и небольшой. Глаза маленькие, расположены косо, в основном черного цвета, рот большой, борода редкая, волосы на голове черного цвета. Рост средний или малый, телосложение крепкое.
Одежда
У каждого бурятского рода есть своя национальная одежда, которая отличается большим разнообразием, особенно у женщин. У забайкальских бурят национальная одежда дэгэл — вид кафтана, пошитого из выделанной овчины. Наверху на груди опушенная вырезка треугольной формы. Опушены и рукава, суженные у кисти. Мех для опушения использовали разный, иногда очень ценный. В талии кафтан стягивали ременным кушаком. На него подвешивали нож и принадлежности для курения: кисет с табаком, огниво и ганзу — маленькую трубку из меди с коротким чубуком. В нагрудной части дэгэла вшивались 3 полосы разного цвета: внизу желто-красная, в середине черная и наверху разнообразные: зеленые, белые, синие. Первоначальным вариантом были желто-красные, черные и белые вышивки.
В непогоду сверху дэгэла надевали сабу, это вид шинели с большим воротником из меха. В холода, особенно если буряты шли в дорогу, они надевали широкий халат даха, который шили шерстью наружу из выделанных шкур.
Летом дэгэл иногда заменяли кафтаном из сукна такого же кроя. Часто в Забайкалье летом носили халаты, которые шились у бедных бурят из бумажной материи, у богатых из шелка.
Штаны буряты носили длинные и узкие, пошитые из грубой кожи, рубашку шили из синей ткани. Зимой в качестве обуви носили унты из кожи ног жеребят, весной и осенью надевали сапоги с заостренным вверх носком, которые называются гуталы. Летом носили вязаную из конских волос обувь, с кожаными подошвами.
В качестве головных уборов женщины и мужчины носили шапки круглой формы с небольшими полями и красной кисточкой наверху. Цвет и детали убора имеют свой смысл и символику. Остроконечный верх шапки является символом благополучия и процветания, серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки символизирует солнце, которое освещает всю Вселенную своими лучами. Кисти обозначают лучи солнца. Развевающийся на верхушке шапки залаа означает непобедимый дух и счастливую судьбу, узелок сомпи символизирует крепость и прочность. Буряты очень любят синий цвет, для них он является символом вечного и синего неба.
Женская одежда от мужской отличалась вышивкой и украшениями. Женский дэгэл кругом оторачивается сукном синего цвета, наверху в области спины он украшен вышивкой в виде квадрата. На дэгэл нашиваются украшения из медных и серебряных пуговиц и монет. Женские халаты состоят из пришитой к юбке короткой кофты.
В качестве причесок девушки носят косички, заплетают их в количестве от 10 до 20 и украшают большим количеством монет. На шее женщины носят золотые или серебряные монеты, кораллы, в ушах — серьги огромных размеров, которые поддерживаются перекинутым через голову шнуром. Сзади ушей надевают подвески полты. На руках носят медные или серебряные бугаки — браслеты в виде обручей.
Мужчины, принадлежащие к духовному званию, подстригали волосы на передней части головы, сзади носили косичку, в которую часто вплетали конские волосы для густоты.
Источник: https://travelask.ru/articles/buryaty-drevneyshiy-narod-baykala
Жизнь
Буряты делились на кочевых и оседлых. В основе хозяйства было скотоводство, держали обычно 5 видов животных: баранов, коров, верблюдов, коз и лошадей. Занимались и традиционными промыслами — рыболовством и охотой.
Буряты занимались переработкой шерсти, шкур и сухожилий животных. Из шкур шили постельные принадлежности, шорные изделия и одежду. Из шерсти изготавливали войлок, материалы для одежды, головных уборов и обуви, матрасы. Из сухожилий делали ниточный материал, который применяли при изготовлении веревок и луков. Из костей производили игрушки и украшения, применяли при изготовлении стрел и луков.
Мясо использовали для приготовления продуктов питания, перерабатывали его по безотходной технологии, делали деликатесы и колбасы. Селезенка животных использовалась женщинами при шитье одежды в качестве клейкого материала. Из молока производили различные продукты.
Источник: https://travelask.ru/articles/buryaty-drevneyshiy-narod-baykala
Культура
Фольклор бурят состоит из нескольких направлений:
- легенды
- улигеры
- шаманские призывания
- мифы
- поговорки
- сказки
- загадки
- легенды
- пословицы
- культовые гимны
Музыкальное творчество представлено различными жанрами, некоторые из них:
- эпические сказания
- танцевальные песни (особенно популярен танец-хоровод ёхор)
- лирические обрядовые
Буряты поют различные песни лирического, бытового, обрядового, застольного, хороводного и плясового характера. Песни-импровизации называются у бурят дуунууд. Ладовая основа относится к ангемитонной пентатонике.
Источник: https://travelask.ru/articles/buryaty-drevneyshiy-narod-baykala
Традиции
Единственный государственный праздник в Республике Бурятия, когда все население отдыхает официально, это первый день Нового года по Лунному календарю — праздник Белого месяца под названием Сагаалган.
Отмечают в Бурятии и другие праздники в соответствии с религиозными и национальными традициями:
- Алтаргана
- Сурхарбан
- Ёрдынские игры
- День древнего города
- День Улан-Удэ
- День Байкала
- Гуннский Новый год
- Зура Хурал
По традиции буряты приглашают близких соседей на свежину, когда режут барана, быка или коня. Если сосед не мог прийти, хозяин отправлял ему куски мяса. Дни перекочевок тоже считаются торжественными. По этому случаю буряты готовили молочное вино, резали баранов и устраивали гулянья.
Дети занимают важное место в жизни бурят. Всегда почиталась многодетность. Родители, у которых много детей пользуются большим почтением и уважением. Если в семье не было детей, это считалось наказанием свыше, остаться без потомства, означает прекращение рода. Если бурят умирал бездетным, говорили, что потух его огонь. Семьи, в которых дети часто болели и умирали, обращались к шаманам и просили их стать крестным отцом.
С малых лет детей учили знанию обычаев, родного края, традиций дедов и отцов, старались привить им трудовые навыки. Мальчиков учили стрелять из лука и ездить верхом, девочек учили заботиться о малышах, носить воду, разжигать огонь, мять ремни и овчину. С ранних лет дети становились пастухами, учились переживать холод, спали под открытым небом, ходили на охоту и сутками находились при стаде.
Источник: https://travelask.ru/articles/buryaty-drevneyshiy-narod-baykala
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:
- https://travelask.ru/articles/buryaty-drevneyshiy-narod-baykala: использовано 12 блоков из 14, кол-во символов 18340 (65%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B8: использовано 1 блоков из 7, кол-во символов 1128 (4%)
- https://wiki2.org/ru/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B8: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 1812 (6%)
- https://bur.aif.ru/society/persona/nemalochislennye_narody_pochemu_zhiteli_buryatii_menyayut_nacionalnost: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 5233 (18%)
- https://www.rushrono.ru/people_buryaty.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 1820 (6%)